По последним данным «источников, знакомых с ситуацией», выход Facebook на IPO состоится во второй половине мая. 7-го числа компания проведет роад-шоу, в ходе которого топ-менеджеры Facebook расскажут о перспективах роста прибыли компании, а уже 18 мая на американской бирже появится новый тикер — FB. Наблюдая ажиотаж вокруг размещения Facebook, мы решили разобраться с вопросами: как купить акции Facebook, не являясь профессиональным трейдером или инвестором, и принесет ли это доход?
Как купить
Есть два пути получения акций Facebook: в ходе подписки при проведении IPO, либо покупка по рынку после открытия торгов. Оба варианта подразумевают открытие счета у брокера, который работает на американском фондовом рынке, и зачисление на счет денег. В первом случае нужно ориентироваться на сумму в $10 тыс., во втором — хватит и $1 тыс. Найти подходящего брокера несложно — достаточно ввести в строке поиска «Яндекса» соответствующий запрос.
Если вы решили получить акции по подписке, а это наиболее реальный способ завладеть бумагами Facebook, не требующий профессиональной подготовки, они будут зачислены на ваш счет по формуле Т+3, то есть через три дня после размещения. В течение этого периода продать акции будет невозможно.
Риски
С уверенностью можно сказать, что в первые дни торгов бумаги Facebook будут показывать сильную волатильность. Ажиотаж размещения всегда дает сильный толчок котировкам в начале торгов. Однако существует некоторая вероятность, что акции после размещения могут упасть ниже цены подписки, и вы, как инвестор, начнете терять деньги. Предсказать поведение акции затруднительно: все будет зависеть от величины спроса на бумаги среди разных групп инвесторов, его динамики и других факторов. Существует также риск не получить акции вовсе, поскольку заявка на их покупку от вашего брокера может быть отклонена андеррайтером (юридическим лицом, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения). В этом случае вы ничего не теряете, но ничего и не приобретаете. Обидная ситуация, но не более того.
Некоторые специалисты рекомендуют относиться к идее купить акции Facebook исключительно со спекулятивной точки зрения, которая подразумевает фиксацию прибыли в первые дни торгов. При неблагополучном развитии событий вариантов два: либо фиксировать убыток, либо держать акции дальше, продолжая принимать на себя рыночные риски.
Как получить акции до IPO
Обычно, чтобы получить акции до IPO, нужно работать в компании с момента ее создания. Очень часто стартапы предлагают кандидатам так называемые restricted-акции в качестве компенсации, чтобы привлечь классных специалистов. Если компания сумеет дожить до IPO, то эти акции могут стоить миллионы, но далеко не все сотрудники готовы ждать так долго.
Купить акции в частном порядке у работников Facebook, так называемых инсайдеров, можно, например, на сайте Sharespost — это место, напоминающее биржу, где инсайдеры встречаются с инвесторами. Последняя сделка по акции Facebook прошла здесь месяц назад по цене $44. Это подразумевает оценку стоимости компании в $102,6 млрд.
Помимо Facebook, на Sharespost можно «подкупить» бумаги десятков других известных компаний, например, Twitter или Linkedin. Сайт предоставляет отчеты и оценки стоимости от независимых экспертов и много другой полезной для потенциального инвестора информации.
Комментарий эксперта
Александр Герчик, трейдер, управляющий директор УК «Финам Менеджмент»:
Я считаю, что если у потенциального инвестора есть возможность купить акции Facebook до их выхода на биржу, то это необходимо сделать. У компании очень сильные фундаментальные показатели: она уже имеет положительную квартальную отчетность и может сравниться с такими гигантами, как Google, у нее сильный и правильный менеджмент. Бумаги Facebook захотят иметь у себя в портфеле многие фонды. У Facebook есть все шансы занять место в списке самых успешных IPO, поэтому можно сказать, что наиболее удачной стратегией здесь будет «купить и держать».
Смотрите также:
- Николай Зятьков: «Такое ощущение, что у людей, придумывающих законы, нет отцов и матерей преклонного возраста» →
- Загадочный «облачный маркетинг»: Сергей Дорохов о необычном способе продвижения товаров в Сети →
- Никита Шерман, «Одноклассники»: «Для Интернета кризис проходит достаточно безболезненно» →