- Никита, что для вас главное в бизнесе? Чтобы людям было хорошо на портале? Чтобы деньги акционеры заработали? Или важно что-то новое придумать и внедрить?
- В этом вопросе вашего читателя озвучены три самых важных составляющих бизнеса – интерес для людей (если ты не соберешь аудиторию, ты не получишь деньги), внедрение чего-то нового (для того чтобы люди пришли, ты должен им предложить то, что им интересно) и монетизация (бизнеса без денег не бывает). Здесь нет какой-то части, которая перевешивает чаши весов.
- Вопрос от читателя. У меня есть шикарная идея социальной сети. Скажите, сейчас реально запустить что-то новое, подобное Одноклассникам? Могу ли я предложить эту идею вам без боязни, что идея уйдет?
- Что касается идеи – запустить можно, что из этого получится, никто не знает. Если у вас есть идея, вам не обойтись без профессиональной команды, без людей, которые в этом понимают, иначе даже большие деньги не помогут. Если у вас есть идея – сейчас не лучшее время для стартапов, несмотря на то что инвесторы на рынке остались, они с удовольствием покупают проекты, но это касается только тех проектов, которые уже работают и зарабатывают деньги, всех интересует живой бизнес или, по крайней мере, бизнес с понятными перспективами. Если у вас есть шикарная идея, первое, что нужно сделать, - залезть и посмотреть, что сделано на Западе на эту тему. Как правило, то, что выстреливает у нас, оно в каком-то виде сначала появляется в англоязычном Интернете.
- Ваши личные три золотых правила интернет-бизнеса?
- В моем понимании, в первую очередь, бизнес должен быть честным. Сегодняшняя мировая ситуация – показатель того, что случается с бизнесом, если он ведется не по правилам. Для интернет-отрасли все проходит достаточно безболезненно, потому что мало кто брал долги в банках либо играл на бирже. Все сейчас видят, что происходит с теми, кто это делал, и как они теперь пытаются продаться. Я могу сказать, что справедливость восторжествовала. Надо уметь считать деньги и все оценивать в цифрах. Интернет-бизнес мало чем отличается от обыкновенного бизнеса, здесь работают те же самые законы.
- Никита, вам есть с чем сравнивать: где лучше монетизируется трафик: на Мамбе или Одноклассниках?
- Думаю, подразумевается доход от SMS. Естественно, трафик лучше монетизируется на Мамбе, туда люди приходят с совершенно очевидной целью, за которую готовы заплатить. И цель эта не абы какая, все-таки движет человеком основной инстинкт, который достаточно силен, блокада будет – они вместо хлеба пошлют sms-ку и потратят ее на Мамбе. К нам, естественно, люди приходят не за этим. Наш сайт не подразумевает каких-то вложений – общаться, находить старых знакомых у нас можно бесплатно. Когда захотите познакомиться на Одноклассниках, придется привлекать к себе внимание и тратить на это деньги. Но траты одного среднего пользователя выше на Мамбе. Если говорить в целом, на Мамбе реклама продается хуже, не всякий рекламодатель хочет там размещаться. Это стереотип, неправильный, с моей точки зрения, поскольку на Мамбе тоже можно очень эффективно рекламу покупать, прицеливаться на очень узкую правильную аудиторию. У Одноклассников и бренд сильнее, и рекламодателей большее количество, пользователей больше.
- Какая модель интернет-бизнеса сегодня имеет право на жизнь?
- Любая модель бизнеса, которая приносит деньги. Если ваш бизнес окупается, приносит прибыль, ваш бизнес правильный, им надо заниматься. В Интернете есть куча бизнесов с самыми разными моделями, начиная от банальных интернет-магазинов и заканчивая сайтами знакомств. Если говорить о том, какая бизнес-модель самая массовая, правильная, успешная, - это так называемый би-ту-си бизнес, то есть рассчитанный на конечного пользователя: деньги приходят не от рекламы, а от потребителя. По такой модели работают службы знакомств, онлайн-игры, сейчас монетизируются и социальные сети. Мне кажется, это самая правильная сегодня модель.
SMS-ки – это плохо, потому что мы там теряем большое количество денег на услуги оператора. Жаль, что в России нет других развитых инструментов проведения платежей. Но все так и должно выглядеть. Факт независимости от нескольких крупных рекламодателей стал особенно актуален сейчас, когда ощущается их недостаток. - Никита, как повлияет кризис на развитие Интернета. Как ведут себя рекламодатели на Одноклассниках, в чем изменились их запросы?
- Не могу сказать, что изменились. Если говорить про Интернет вообще, кризис повлияет с двух сторон. Первая сторона самая печальная: сейчас провайдеры сворачивают региональные программы, потому что это очень дорого, не обойтись сегодня без каких-то субсидий. Так или иначе, российский Интернет растет за счет регионов в основном, а развитие может затормозиться. Вторая часть: рекламодатели, приход новых денег в Интернет. Но количество денег на рекламу уменьшилось. Хотя, с другой стороны, есть и плюс, поскольку очень многие рекламодатели поняли, что можно дешевле покупать аудиторию в Интернете с гораздо большей эффективностью и получать максимальные отчеты о затратах на контакт с потребителем. По опросам, которые проводились среди бизнесменов, большинство собираются в этом году увеличить свои бюджеты на Интернет. Нам, Одноклассникам, вообще проще, мы начали продавать рекламу чуть больше года назад, мы еще не вышли на пик, нам есть еще что продать, мы далеко не всех рекламодателей охватили, поэтому продолжаем расти. Другое дело, что мы внесли корректировки на размер этого роста, мы в этом году вырастем не настолько, как нам бы хотелось. Но ничего критичного в целом не происходит.
Первая часть интервью Никиты Шермана: «Про Одноклассников сочиняют анекдоты. Значит, любят!»