Иран опубликовал весьма интересный документ на персидском языке — так называемый «Запрос на информацию», который предусматривает создание «местного» Интернета с еще более тщательной фильтрацией информации и более развитым мониторингом, чем сейчас действует в Исламской Республике. «Запрос» содержит призыв «создать правильные условия для местных экспертов с целью построить «здоровую» Сеть и наладить ситуацию с ее фильтрацией».
Документ, размещенный на сайте Тегеранского исследовательского института при иранском Министерстве информации и коммуникационных технологий, в минувший понедельник был обнаружен американским исследователем в области наблюдения за Интернетом Колином Андерсоном (Collin Anderson). По всей видимости, «Запрос» — это последний на сегодняшний шаг иранского правительства к созданию так называемого «халяльного» Интернета. Власти Ирана пока так и не объяснили, что именно они подразумевают под этим термином, не сообщили никаких технических характеристик и даже не намекнули, когда именно ждать запуска проекта. «В настоящее время "зачистка" Сети осуществляется посредством фильтрации на интернет-шлюзах нашей страны, что связано с рядом проблем», — говорится в «Запросе».
Иран вряд ли полностью «перекроет» Интернет
Колин Андерсон напоминает, что правительство Ирана некоторое время назад заключило крупные сделки с китайскими телекоммуникационными гигантами Huawei и ZTE. Huawei в конце прошлого года объявил о замораживании сотрудничества с Ираном, объяснив это «сложной ситуацией в стране». ZTE же уже успела поставить Исламской Республике телекоммуникационного оборудования на миллионы долларом.
«Я считаю, что это очевидным образом демонстрирует: иранское правительство не собирается полностью перекрывать доступ к внешнему Интернету в ближайшее время», — говорит Андерсон, подчеркивая, что в усовершенствовании цензуры не было бы необходимости, если бы Иран готовил краткий «белый список» сайтов, которым бы ограничился «халяльный» Интернет, и стремился бы полностью отрезать себя от «международной» Сети. «Это может означать, что правительству не удалось приобрести разработанные иностранными компаниями сервисы, предназначенные для планирования и оптимизации инфраструктуры», — добавляет он.
«Это удивительно для людей вроде меня, которые считали, что внутри страны уже разрабатывалось достаточно много цензорского программного обеспечения и «железа». Министерство информации и коммуникационных технологий, кажется, хочет перейти от ключевых слов и «черных списков» к более интеллектуальной системе обнаружения и блокирования «аморального» контента вроде порнографии и материалов, оскорбляющих страну в культурном плане.
В «Запросе» говорится: «Создание всесторонней системы очистки Интернета, основанной на анализе контента, — одна из важнейших задач в этой области, и необходимо направить усилия на развитие домашних технологий. Также важная цель — покупка соответствующих технологий за рубежом и использование передовых иностранных достижений наряду с местными».
Сеть для Стражей Революции
В последнее время Исламская Республика все чаще говорит о «чистом» и «халяльном» Интернете, кроме того, была запущена специальная сеть для Корпуса стражей Исламской революции — иранского войскового формирования, которое, помимо прочего, занимается интернет-безопасностью. Она получила название Basir, или «Перспектива». «Угрозы и санкции в наш адрес — не мнимые. Они уже воплощаются в жизнь. Коммуникации изменили картину мира, включая угрозы и войны», — заявил в конце марта заместитель командующего Корпуса стражей Исламской революции бригадный генерал Хоссейн Салами (Hossein Salami).
Срывая «электронный занавес»
Прочие иранские эксперты говорят, что создание «халяльного» Интернета — ответ страны на попытки Соединенных Штатов «пробить электронный занавес», которым отгородился Иран (такую терминологию использовал недавно президент США Барак Обама). Госдеп с 2010 года стремится восстановить полный доступ к Интернету в ряде стран, где он ограничен, в том числе в Иране.
«Если вы почитаете объяснения, которые дают различные сайты, близкие к разведке и Стражам Революции, вы заметите, что все они подчеркивают: США стали гораздо активнее в Интернете в области коммуникации с различными секторами иранского общества. И возникла необходимость дать на это ответ», — говорит Надер Энтессар (Nader Entessar), председатель департамента политических наук университета Южной Алабамы.
Другие, в том числе Эхсан Норузи (Ehsan Norouzi), пишущий на технические темы журналист из Ирана, работающий в Германии, отмечает, что предыдущие попытки страны контролировать Интернет не были успешны. Он напоминает, что Иран потерпел фиаско с запуском национальной операционной системы, e-mail-сервиса, поисковика и т.д. «Им не хватает логистики, таланта и экспертных знаний для того, чтобы воплотить в жизнь эти идеи».
«Это не единственный план, который у них есть, — добавляет он. — Идеи подобного рода начали плодиться в последние годы, особенно после того, как верховный лидер в своей речи упомянул о кибервойне. Появились дюжины планов «очистки» Сети и увеличения контроля за ней. В то же время правительству удается снизить возможность доступа к Интернету в Иране за счет того, что мало у кого в стране есть широкополосный доступ, да и его пропускная способность часто ограничена».