Представить жизнь человека без интернета сегодня невозможно. Ведь в Сети можно найти нужную информацию, купить необходимые товары, познакомиться и пообщаться и многое другое. Естественно, сегодня развитие информтехнологий занимает одно из первых мест в жизни общества. О том, как будет расти интернет в России, и что для этого требуется, АиФ.ru спросил у директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), члена совета Институра развития Интернета Сергея Плуготаренко.
- АиФ.ru: Готов ли интернет-бизнес взять на себя ответственность сегодня не только за развитие интернет-технологий, но и развитие экономики страны в целом?
- Сергей Плуготаренко: Можно смело утверждать, что сейчас в стране идет 4-я промышленная революция – интернет скажется на всех отраслях так же, как это сделало в свое время электричество. Ведь он проникает во все отрасли и процессы автоматизации. Мы считаем, что через 5-6 лет интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны и при этом исчезнет противопоставление 2-х экономик – цифровой и традиционной.
По итогам 2014-го года объем интернет-зависимых рынков составил 16% ВВП или 11,8 трлн рублей. При этом объем интернет-рынков (контент и сервисы) в исследовании «Экономика Рунета 2014-2015» составил 1094 млрд рублей, а объем рынка электронных платежей – 476 млрд рублей, что в сумме своей равно 2,2% ВВП России за 2014 год.
- Какие приоритетные направления развития экономики Рунета существуют сегодня? Какие точки роста и модели можно выделить?
- В Рунете продолжают расти все сегменты, отдельные - электронная коммерция и видеореклама – даже быстрее, чем было спрогнозировано год назад.
При этом возможности для роста существуют во всех сегментах цифровой экономики. Даже если взять самый крупный по объему сегмент - онлайн-ритейл, его объем составляет всего чуть больше процента от розничных продаж, тогда как в США и Великобритании - больше 10%.
Что касается стимулирования развития интернет-сегмента, есть целый набор мер и механизмов ускорения развития различных сегментов экономики:
- снижение ставки страховых взносов для инновационного бизнеса с прогрессирующей шкалой роста и доведения до общепринятой ставки;
- «налоговые каникулы» по НДС;
- расширение форм представления инвестиционного налогового кредита;
- налоговые льготы/вычеты для инвесторов на посевных стадиях;
- реформирование налоговых ставок для сделок с участием нерезидентов РФ при удаленном сотрудничестве в сфере IT;
- упрощение процедуры оформления финансовых операций для удаленных сотрудников в сфере IT;
- распространение режима льготного НДС на все модели продажи ПО и сервисов;
- введение в законодательство специального режима налогообложения прибыли от интеллектуальной собственности по ставке 5%;
- введение системы возврата НДС для экспортеров ПО и IT-сервисов.
Также есть дополнительные механизмы, изложенные специалистами и аналитиками РАЭК, которые могут использоваться в качестве предложений по направлению стимулирующего регулирования в долгосрочную программу развития интернета.
- Какие товары и услуги в интернете чаще всего пользуются спросом со стороны обычных пользователей?
- Согласно последним исследованиям две трети пользователей используют интернет для общения. Также распространено использование Сети для расширения кругозора, работы и отслеживания новостей (42–44%).
Чаще всего люди выходят в интернет с мобильного телефона. По сути интернет для большинства превратился в персональный карманный помощник.
- Каким образом станет развиваться интернет-торговля в ближайшее время, и как она станет влиять на культуру потребления?
- Наибольшие инновации сейчас наблюдаются не в интернет-торговле как таковой, а в процессах логистики, фулфилмента и тд. Это использование интернета вещей и облачных сервисов для оптимизации поставок, отслеживания продуктов и покупок, контроля качества и борьбы с подделками,использование робототехники и дронов и многое другое. С другой стороны - новые технологии интернет-рекламы и мобильные технологии для привлечения покупателей. В России так же серьезное внимание обратили на технологическую составляющую и логистику: появилось понимание, что обычные посредники просто не выживут в кризис, какие бы пошлины мы не вводили.
- Какие медиа будут больше интересны населению в ближайшее время?
- Для ответа на этот вопрос полезно обращать внимание на молодежь. Например, среди всех возрастных групп интернет-пользователей, новостные сайты читают около 60%, а вот почти половина молодых пользователей предпочитает получать новости из социальных медиа. При этом у них очень широкий диапазон интересов, так что какое-то одного источника им недостаточно.
При этом любопытно сравнить с молодежью американской или азиатской - у них основным медиа являются мессенджеры (причем порой достаточно специфические вроде Line или Snapchat). В России мы видим определенные попытки Telegram занять эту нишу, но очень может быть, что на российский рынок придет какой-то новый популярный сервис.
- Какие направления будут востребованы у выпускников через 10 лет, на какие специальности дети смогут поступать, чтобы стать востребованными профессионалами?
- Однозначно нельзя утверждать, что то, или иное направление будет более востребовано. Но можно говорить о том, что уже сейчас можно понять, какими навыками и компетенциями должен обладать выпускник вуза, чтобы быть востребованным на рынке труда. Речь идет о сильных математических и аналитических навыках, позволяющих работать как в областях обработки больших данных, так и в сложной web-аналитике. Навыки программирования тоже обязательны. Кроме этого, стоит говорить об обязательности знаний английского языка, так как на нем в сети появляется 90% информации.
- В этом году РАЭК исполняется 10 лет. Какие главные бизнес-достижения можно выделить у отрасли в целом?
- Главное достижение РАЭК - это объединение отрасли и всех игроков рынка, создание качественного комьюнити. РАЭК научился собирать на своих площадках бизнес-конкурентов, государственные органы, некоммерческие организации для обсуждения общих вопросов, направленных на развития интернет-индустрии в целом. В российском интернете вопрос импортозамещения был решен де факто всегда. Сегодня ландшафт Рунета в значительной степени определен, стабилен и представлен как российскими, так и международными игроками. При этом по ряду стратегических направлений и ниш – лидерство удерживают отечественные игроки, холдинги и интернет-сервисы. Только у нас в Рунете есть свои собственные поисковые службы, почтовая служба, крупнейшие собственные платформы онлайн-торговли, несколько социальных сетей – все они прочно удерживает лидерство, каждый сервис – в своем сегменте. Россия – уникальная и мощная страна с собственной большой устойчивой нишей и наработками в сфере ИТ-технологий.
- Чем принципиально отличаются задачи и деятельность Института развития интернета (ИРИ) и РАЭКа? Можно ли утверждать, что РАЭК сосредоточится больше на мероприятиях, а ИРИ на лоббировании?
- РАЭК позиционируется как главный консолидатор позиции и мнения интернет-отрасли и работает в этом направлении с 2006 года. Поэтому за 10 лет своей работы заслужила право называться основным лоббистом интересов отрасли, организатором ключевых индустриальных мероприятий, аналитическим и исследовательским агентством, площадкой для диалога типа бизнес-бизнес и бизнес-государство.
ИРИ – молодой, но уже очень успешных институт, реализующий ряд инициатив по 3 главным направлениям: межотраслевой диалог (интернет, общество и пользователи, телеком, медиа, интернет-предприниматели и инвесторы); диалог "интернет-отрасль + государство"; стратегическое планирование развития интернет-отрасли и связанных отраслей экономики. Все инициативы, находящиеся в разработке РАЭК – реализуются Ассоциацией самостоятельно или через интерфейс ИРИ – в каждом конкретном случае вопрос решается отдельно, с оценкой эффективности реализации по тому или иному каналу.
РАЭК не только продолжает, но и усиливает свое присутствие по направлениям:
- GR и лоббирование интересов интернет-отрасли;
- исследования и аналитика;
- стандарты и саморегулирование;
- агрегация знаний и компетенций о развитии Рунета и предоставление доступа к ним;
- мероприятия;
- коллегиальный PR и маркетинг интернет-компаний, игроков Рунета, демонстрация их достижений;
- работа по направлениям (кластерам).
- Что ассоциация достигла на законодательном уровне?
- Очень многого – по всем законодательным инициативам последних лет были принципиальные достижения и лоббирование интересов интернет-отрасли (антипиратский закон, право на забвение, локализация персональных данных, блогерский закон, импортозамещение в области ПО и т.д.).
- Какие основные направления в развитии нормативно-правового поля сегодня предпринимаются? И какие из них являются приоритетными?
Активное формирование особых правовых норм, регулирующих отношения в Рунете, началось сравнительно недавно, в начале 2010-х. На отношения в Рунете распространялись общие требования российского законодательства, однако специальных требований, учитывающих особенности Интернета, практически не было. Стоит отметить, что создание особых правовых рамок для регулирования Интернета — общемировой тренд.
Везде развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для общества, однако оно также формирует новые вызовы и угрозы, ответить на которые призваны, в том числе новые правовые нормы. В 2015 году важной тенденцией в области взаимодействия государства с интернет-отраслью стало учреждение в марте 2015 года АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), что стало продолжением идей и предложений, озвученных интернет-отраслью и поддержанных государством в октябре 2014 году ходе RIW 2014 (Russian Interactive Week) и долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики.
Очевидная смена вектора законодательных инициатив 2014-2015 годов была продиктована сложной геополитической ситуацией, санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ, а также ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от влияния Запада. Важным этапом в развитии стало противодействие концепции так называемой «Глобальной лицензии», и «Налогу на интернет», где впервые с единой позицией выступили как представители интернет-индустрии, так и телекоммуникационные компании, и значительная часть правообладателей и производителей контента. Такой опыт позволил перейти к давно накопившимся вопросам реформирования системы коллективного управления правами.