Примерное время чтения: 14 минут
3386

«Купонщики-обманщики»: как клиенты теряют деньги на скидочных сервисах

В прошлом году и в России случился бум скидочных сервисов. Сайты, где можно было купить купон и потом сэкономить в кафе, салоне красоты или на мойке машин, стали появляться, как грибы после дождя. Все они работают примерно по одной и той же схеме: вы регистрируетесь на сайте, выбираете интересное предложение, покупаете купон (например, за 100 рублей) и уже со скидкой идете в ту фирму, которая вас привлекла. Для компаний это интересно, потому что можно прорекламировать себя, привлечь новых клиентов.

Аудитория таких проектов растет, многие пользователи действительно получают хорошие скидки, открывают для себя новые места и превращаются в постоянных клиентов. Или вообще переходят на «жизнь со скидкой», приучая себя ходить в разные заведения, только получив купончик в это место. Среди удачных примеров акции, где было много довольных пользователей, — возможность купить купон за 150 рублей и получить оплату за телефон в размере 300 рублей. 2000 купонов было выкуплено. Правда, поучаствовать в этом празднике щедрости мобильных операторов смогли не все, потому что сайт с купонами «лег».

Но есть и обратная сторона скидочной медали — эти сервисы в большинстве своем не отвечают за качество оказанных или не оказанных вам услуг.

Обещали постричь со скидкой 50%, а в салоне уточнили, что скидка не на стрижку, а например, только на укладку или мытье головы? Обещали романтический ужин в суши-баре, а отнеслись, как к людям второго сорта — «А, халявщики пришли?» — и обслуживали в последнюю очередь? Таких историй в интернете много.

Вот так автосервис!

На Bigbuzzy.ru предлагали купить купоны на покраску одной детали машины за 2320 вместо 6000 рублей, с таким предложением выступил техцентр «Black Horse». Купонов было продано 631, почти столько же комментариев на странице этого предложения. «Сервис оказался каким-то странным, — рассказал один пользователь, — они продали купонов больше, чем смогли потом обслужить. В итоге моя машина простояла там вместо 3-4 дней около двух недель, ее собирали обратно впопыхах уже перед самой выдачей и хотели украсть щетку для снега из салона». Про щетку, кстати, пишет чуть ли не каждый второй клиент.

«После этой покраски машина стала вся разваливаться, на следующий день заклинило водительскую дверь...», — пишет другой пользователь. Третий расписал «сервис» этой конторы в 7 пунктах: детали выкрасили не в цвет, работа длилась 27 дней, половину работы не сделали вообще. Правда, нужно отдать должное сервису скидок, купоны на эту услугу они охотно забирали назад у тех, кто, почитав отзывы, решил не связываться с этой фирмой.

Некоторые сотрудники компаний не стесняются выговаривать клиентам, что из-за их скидок они работают себе в убыток (например, в салонах маникюра). Есть и явный обман.

Академия красоты, стиля и обмана

На сайтах Joybuy.ru, Izumgoroda.ru, Kupibonus.ru и др. проходила акция «Академии красоты и стиля», где можно было купить купон и получить 90% скидку на курс обучения для парикмахеров, стилистов и пр. Акция проходила в августе прошлого года, можно было приобрести неограниченное количество купонов на «семинары красоты». Стоимость каждой программы — 600 рублей (обычная цена — 6000 рублей). В итоге люди купили купоны, оплатили обучение заранее, но на курсы многих так никто и не позвал.

«Даммм..., похоже много человек купилось на этот лохотрон! А ведь посмотрите в интернете даже нет отзывов на эту АКАДЕМИЮ) а на каждом скидочном сайте было приобретено в среднем 180 купонов, а таких сайтов я знаю только штук 10, — пишет один пользователь, — уже сентябрь, а от них не звоночка, помещение у них очень маленькое, пару комнат в бывшей коммунальной квартире, как вообще они собираются обучать порядка тысячи человек??? а ведь акции на сайтах от этой горе-АКАДЕМИИ продолжаются».

На сайте rasprodaga.ru до сих пор идут дискуссии между пользователями, где они пытаются понять, что им теперь делать. Судя по комментариям, многие оставили там по 6 тысяч рублей, фирма обанкротилась, закрыла свой сайт. Говорят также, что она теперь работает под другим именем и в другом месте.

Со скидкой — не значит дешевле

Ругая скидочные сервисы, эксперты говорят о накрутке изначальных цен на услуги. Например, вам предлагают купить торт за 900 рублей со скидкой, а на самом деле он стоит 800 без всяких скидок. «Головокружительный полет на паралете со скидкой: 10 минут в небе всего за 1500 рублей!» Изначальная цена полета, по словам сервиса, — 3000 рублей, скидка заявлена в 50%. Один пользователь позвонил в саму фирму и узнал, что полет, купленный без скидки, стоит 2000 рублей, «так же, как и в других местах, — уточняет пользователь, — Почему сейчас заявлена начальная стоимость 3 т. р.?!? Это же обман! Не проще было написать скидка 25% а не 50%? Не очень много, зато по честному!!! После таких „разводов“ Ваши предложения настораживают!» Сервис ответил, что обмана нет, потому что предложение относится к акции Аэроклуба «Подарочный сертификат», стоимость которого на сайте Аэроклуба так же 3000 рублей. «В две тысячи Вам обошелся бы полет в том случае, если бы Вы приехали напрямую на поле и договорились о полете».

Вот еще отзывы про скидочные сайты: «Покупал купоны 3 раза. Все разы впечатление ужаснейшее. 1. Cуши, скидка на ролы и салаты. Результат — ресторан в подвале, потолок обклеен газетами (нет это не дизайнерский ход, газеты скрывали местами выглядывающую сантехнику), мухи над едой, сломанная дверь туалета, открывающая обозрение прямо из зала. 2. Cуши, скидка на все меню с едой и глинтвейн. Результат — денег ушло в 3 раза больше, чем задумывалось, глинтвейн оказывается по скидке один, заставили платить на чай. 3. Пицца, скидка на все меню. Результат — холодный зал, от еды пахло странно, за официантом нужно было ходить самому, такси в тот район принципиально отказывалось ехать».

А кто ответит за качество?

«В отличие от сервисов, на которых просто собирается информация о скидках, мы индивидуально работаем с каждым партнером, и предлагаем лучшие предложения по сногсшибательным ценам. И мы отвечаем за качество», — утверждают авторы сервиса BigBuzzy, правда, уже в пользовательском соглашении снимают с себя ответственность: «Агент (то есть BigBuzzy) не несет ответственности перед Потребителями за объем, качество, сроки и условия предоставления, а также за непредоставление Принципалом (то есть фирмой) указанного в Купоне Комплекса услуг. Все требования, претензии, иски, связанные ненадлежащим оказанием или неоказанием Комплекса услуг, указанного в Купоне, а также возвратом денежных средств по данным основаниям, предъявляются непосредственно Принципалу». При возникновении подобных ситуаций BigBuzzy обещает оказывать потребителям посильное содействие через отдел поддержки.

«Сайт не несет ответственности за качество продуктов и/или услуг фирм, чьи предложения представлены на Сайте, — предупреждает Kupikupon.ru, — Сайт не дает гарантий качества, безопасности, возможностей использования, а также гарантий на другие характеристики продуктов или услуг фирм, чьи предложения представлены на Сайте. Некоторые услуги или продукты фирм, чьи предложения представлены на Сайте могут быть потенциально опасны для здоровья (например, прыжки с парашютом). Сайт не несет ответственности за использование продуктов и/или услуг фирм, чьи предложения представлены на Сайте. Ответственность за использование продуктов и/или услуг фирм, чьи предложения представлены, лежит на Конечном пользователе».

Автор заметки на Habrahabr.ru — «Скидочные сервисы. Почему задолбали скидки 50% и более?» тоже считает, что предлагаются скидки на товары с изначально с очень высокой накруткой и товары, которые без скидки неохотно разбирают. «Говоря просто — фирмы сливают тяжелопродаваемые и неоправданно дорогие товары за долю цены, пользуясь эффектом якоря из психологии, или попросту тягой человека к халяве».

По его мнению в 90% случаев цена завышается и не соответствует рыночной. Он также дает советы пользователям: «Если Вы покупаете скидку на фиксированную сумму, не ведитесь на её указание в процентром отношении. Акция заплати 500 рублей, получи скидку на 1000 рублей эффективно является скидкой на 500 рублей, не стоит оперировать скидкой на 50%. С вероятностью 99% Ваш конечный счёт будет либо меньше фиксированной суммы и вы часть скидки потеряете, либо чек будет выше, и за счёт доплаты эффективная скидка будет меньше... Перед покупкой не думайте как бы своё не упустить, лучше думайте как бы не отдать лишнего, тогда не прогадаете».

Как бороться?

За комментариями мы обратились к Михаилу Салкину, юристу из Московского Правозащитного Центра.

Как это работает?

Юридически такие действия (продажа купонов, — прим. ред.) могут быть охарактеризованы в качестве договоров агентирования, регулирование которых осуществляется главой 52 Гражданского кодекса РФ. В данном случае «скидочный сайт» обязуется за плату стать посредником между потребителем и организацией, продающей товары или услуги и за оказание такой посреднической услуги может взиматься дополнительная плата. Фактически такой сайт берет плату за привлечение клиента как с покупателя скидки, так и с организации, которая заинтересована в новых клиентах.

Кто несет ответственность?

Несмотря на то, что на всех подобных сайтах указано, что ответственности за качество, количество оказываемых услуг или товаров сайт не несет, это не соответствует действительности. Анализ условий договоров (оферт) различных скидочных сайтов, а также механизм приобретения купонов/скидок показал, что обязательства по договору возникают именно у продавца купонов на основании абз. 2 п.1 ст. 1005 ГК РФ. Это означает, что в случае оказания услуг ненадлежащего качества или продажи товара ненадлежащего качества, владелец купона (скидки) вправе предъявить претензию к «скидочному сайту»/продавцу купонов.

Возврат денежных средств

В случае если вы не воспользовались услугой/скидкой по оплаченному купону, то можно осуществить возврат денег. При этом условие о сроке действия скидки/купона можно признать недействительным в судебном порядке в силу особенностей юридических правоотношений агентского договора.

Услуга или товар по скидке некачественный

В случае если услуга/товар оказался ненадлежащего качества, гражданин-потребитель вправе потребовать с организации, оказавшей услугу или продавшей товар, возместить убытки в размере стоимости оплаты купона/скидки. Такое требование должно быть удовлетворено в 10-ти дневный срок, а в противном случае потребитель вправе обратиться в суд.

В случае возникновения конфликтной ситуации потребитель всегда может признать договор на скидку незаключенным из-за того, что скидочные сайты не раскрывают подробно условия оказания конкретных услуг их качество и назначение. Это дает возможность вернуть уплаченные денежные средства в судебном порядке.

О мошенничестве

В связи с особенностями способов оплаты купонов потребитель может столкнуться с необходимостью доказать факт оплаты такого купона. Оплачивая при помощи электронных денег или смс-сообщений гражданину следует знать, что несмотря на то что рекламой предлагается оплатить купон таким образом, юридически это будет называться иначе.

Если оплата происходит электронными деньгами — то взаимоотношения между гражданином и сайтом скидок будут называться переуступкой денежного требования. С точки зрения ГК РФ это не является способом расчетов, поэтому в суде это не будет являться подтверждением факта оплаты именно за купон.

Оплата посредством смс сообщений — является «информационной услугой», которая считается оказанной в момент прихода подтверждающей смс об оплате и с точки зрения закона также не является способом расчетов.

В чем могут быть сложности?

Сложности с возвратом денежных средств может возникнуть в связи с тем, что большинство владельцев скидочных сайтов не располагаются по юридическому адресу и не имеют на балансе имущества. Поэтому оплачивая скидку/купон необходимо удостовериться в известности и надежности продавца купона и помнить, что действие осуществляется на свой страх и риск.

В случае возникновения сомнений или порядочности «сайта» и особенно в случае, если после оплаты денежных средств никакие услуги оказаны не были, необходимо неотлагательно написать заявление в милицию, так как такой обман может быть характеризован как мошенничество путем обмана (ст. 159 УК РФ).

Общее правило защиты в случае оказания услуг низкого качества

Предъявить письменную претензию о несогласии с оказанием услуг низкого качество, указать в качестве требования возвратить денежные средства полностью или частично. Такое требование должно быть вручено под роспись, а в случае отказа принять такое заявление — необходимо направить его по юридическому адресу заказным письмом с уведомлением о вручении.

В письме целесообразно также указать срок, в который должны быть устранены недостатки или возвращены денежные средства. Закон о защите прав потребителей устанавливает такой срок в размере 10 дней.

В случае отсутствия ответа на претензию необходимо написать исковое заявление в мировой суд по месту жительства гражданина. При этом необходимости оплачивать государственную пошлину нет, так как потребители по искам о защите прав потребителя от уплаты госпошлины освобождены.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (21)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах