Поселок «Черемушки» на берегу Енисея расположен в нескольких километрах от гидроэлектростанции, поэтому в ближайших Саяногорске и Абакане его называют городком энергетиков — здесь проживает большинство сотрудников ГЭС. Прямо из поселка, вдоль реки к станции пущен специальный трамвай, который доставляет сотрудников на работу. Проезд — бесплатный.
Сам городок — небольшой, чистый, ухоженный. В центре на здании администрации установлена бегущая строка — она сообщает жителям о текущем состоянии ГЭС. На здании она появилась в 2009 году, сразу после аварии — и информировала о ходе поисковых и восстановительных работ. «Хорошая вещь, так спокойнее, — поясняет прохожий, сотрудник ГЭС с десятилетним стажем. — Я всегда вижу, что происходит, и как будто связь поддерживаю, что ли».
«Сейчас мне не страшно»
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС — крупнейшая в истории российской гидроэнергетики. Утром 17 августа 2009 года внезапно разрушился один из девяти работающих на тот момент гидроагрегатов, огромный выброс воды затопил машинный зал станции: погибли 75 человек. «На самом деле, мы считаем — 76, — говорит сотрудник ГЭС Егор Микеров. — Одна девушка была беременна, вот-вот собиралась уйти в декрет».
Поисковые работы велись больше месяца — последнего найденного погибшего хоронили уже на 40-й день после аварии. В память о пострадавших напротив станции установлена небольшая часовня. Внутри — алтарь, коробка со свечами и маленькая корзина для пожертвований — в часовне никого нет, все на доверии. Сотрудники заходят, в основном, по вечерам, после работы. 17 августа исполнится четыре года с момента аварии, которая, как говорят гидроэнергетики, стала печальным, но важным уроком для всей отрасли.
«Станция на подобное развитие сценария аварии запроектирована не была, — говорит Дмитрий Рыбалко, заместитель главного инженера филиала ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС». — В принципе, в мировой истории гидроэнергетики таких аварий не было, поэтому и ни одна станция не проектировалась на такое развитие событий. Только сейчас в протоколы внесли соответствующие изменения: и модернизация действующих, и строительство новых станций будут уже с учетом этого сценария».
После аварии на Саяно-Шушенской в правила, определяющие требования к обеспечению надежности и безопасности объектов гидроэнергетики, внесли больше ста дополнений и изменений.
«Уроки аварии» — так называют сотрудники меры, принятые, чтобы защитить ГЭС от повтора случившегося. «Не могу говорить за всех, но могу говорить за себя — сейчас мне не страшно здесь находиться», — признается Рыбалко.
Авария имела колоссальные последствия из-за нескольких причин. Одна из них — полное обесточивание станции, при котором аварийные затворы оказались дистанционно неуправляемыми. «Сейчас выполнена дополнительная установка дизельных генераторов на гребне плотины. В случае обесточивания они включаются автоматически, и тем самым создают дополнительный источник питания, который позволяет управлять этими затворами», — поясняет Дмитрий Рыбалко.
После аварии на гребне плотины организовали круглосуточное дежурство: в случае необходимости сотрудник ГЭС сможет без промедления сбросить затворы в ручном режиме. Всё оборудование системы связи вынесли на незатопляемые отметки. В августе 2009-го обесточивание привело не только к проблемам со связью — на некоторых участках не сработала даже аварийная сигнализация.
В машинном зале, затопленном во время аварии, снова люди: работы по восстановлению агрегатов идут полным ходом, подрядчики трудятся в несколько смен. Восстановлено и запущено уже 6 из 10. В этом году в планах — запустить еще один гидроагрегат, пятый. В следующем: третий, четвертый, второй — именно он тогда вышел из строя и стал причиной катастрофы на ГЭС. Таким образом, к 2014му все гидроагрегаты будут заменены на новые, сделанные по актуальным стандартам.
Елена Малик — в прошлом учитель танцев, теперь работает на Саяно-Шушенской ГЭС. В момент аварии она потеряла мужа, говорит, что «теперь кормить семью приходится многим женщинам». Ее супруг находился внизу, в машинном зале, на планерке. «Одна планерка закончилась, он собирался наверх, на другую, но не успел. Его коллега ушел немного раньше — и выжил», — вспоминает Елена.
Сейчас размещение людей на условно затопляемых отметках запрещено, все бытовые помещения перенесли.
Работы ведутся, люди допускаются, но в особом режиме — только по производственной необходимости.
«Кроме этого, сейчас в стадии монтажа и тестирования система поиска персонала, — поясняет Рыбалко. — Каждый работающий на станции человек в перспективе будет допускаться в машинный зал только со специальным пропуском с электронной начинкой, наподобие бейджа. Этот бейдж будет отслеживаться системой поиска персонала, где бы ни был сотрудник — на какой отметке, в теле плотины или в машинном зале, его легко можно будет отыскать».
Для повышения надежности и безопасности сооружений станции запустили и береговой водосброс — он предназначен для пропуска экстремальных паводков и паводков редкой повторяемости. Он может пропустить до четырех тысяч кубометров воды в секунду, напоминает гигантский водопад, но ступени позволяют постепенно гасить энергию и скорость воды при ее спуске в Енисей. Для этой же цели у основания водосброса установлены устройства, напоминающие огромные зубцы. Строить береговой водосброс начали еще до аварии, но случившееся в 2009-м, заставило энергетиков сильно ускориться — уже через 2 года его ввели в эксплуатацию.
«Череды увольнений не было»
Сейчас Саяно-Шушенскую ГЭС можно назвать одной из самых безопасных в России, процесс технической модернизации идет полным ходом. Однако другой сложный вопрос, возникший после аварии — человеческий ресурс, сотрудники. Никто не отрицает — увольнения по собственному желанию были, но не массовые. Сейчас, спустя четыре года, почти все ставки заполнены, на каждое место — конкуренция. Среди новых работников ГЭС есть и родственники пострадавших — «РусГидро» обучало и трудоустраивало членов семей погибших сотрудников.
Сразу после аварии работы было много — пришлось открыть больше ста вакансий. «Я бы не сказал, что была такая заметная череда увольнений, — говорит сотрудник Саяно-Шушенской Егор Микеров. — В какой-то степени это даже как-то сплотило нас. Помню, в день аварии связь отключилась, даже мобильная, никого нельзя было вызвать на работу, но все приезжали сами, выходили из отпусков, возвращались из других городов, знали, что понадобится их помощь, что нужны руки. Ни у кого даже вопросов не было, что делать».
Жители поселка помнят — вечером после аварии в «Черемушках» стояла полная тишина. С первого дня с родными погибших работали психологи — сотрудники МЧС и РусГидро. Одна из специалистов сейчас живет в Красноярске, но до сих приезжает, чтобы проконсультировать семьи пострадавших. «Понемногу эмоциональный фон восстанавливается, — рассказывает Татьяна Метелева, руководитель отдела по управлению персоналом Саяно-Шушенского филиала «Русгидро». — У нас работает общественная приемная, куда за помощью или консультацией может обратиться любой житель поселка, не только работник ГЭС. В первые годы после аварии мы обрабатывали до 400 обращений в год, сейчас — около 2-3 в месяц. Всю возможную поддержку мы оказываем».
«Тема помощи семьям пострадавших — одна из ключевых тем, возникших на этапе восстановления эмоционального и социального климата на территории поселка, — говорит Алексей Кормилкин, первый заместитель директора по экономике и финансам филиала ОАО «РусГидро» «Саяно-Шушенская ГЭС». — Все семьи пострадавших получили единовременные выплаты — 1 миллион рублей, компания оплатила и расходы на погребение. Семьям, где есть дети до 18 лет, мы ежемесячно выплачиваем пособие в размере одного оклада погибшего, а родителям-пенсионерам финансируем небольшую прибавку к пенсии. Детям погибших, впервые обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования, компания платит именные стипендии. Эта помощь будет оказываться до того времени, пока последний ребенок из семьи погибшего не закончит вуз (ребенок родился в феврале 2010 года)».
По словам Кормилкина, одна из главных целей сейчас — создать достойные условия жизни для всех жителей «Черемушек». Школы, детские сады, больницы на территории есть — но все они требуют ремонта. Энергетики обещают — постепенно все изменится. В сентябре школьников примет «Эврика» — одна из лучших школ Хакасии, как в плане оснащения, так и в плане образовательных технологий. Отремонтированы поликлиника, бассейн и спортзал, музыкальный клуб со студией звукозаписи.
«Не все сразу, мы работаем по приоритетам, — замечает Кормилкин. — Главное, что мы идем вперед. Работаем по достаточно новой схеме: берем социальный объект, который нам не принадлежит, ремонтируем и отдаем хозяину, обратно в муниципалитет».
Сейчас оттока жителей из поселка энергетиков практически не наблюдается. Хотя многие отмечают — здесь немного скучно: «Тут на самом деле есть все, что нужно. Но, понимаете, строить новые дома уже негде, а все друг друга уже знают, никаких новых знакомств, не интересно, — рассказал коренной житель «Черемушек». — Главное, что нужно, чтобы оживить поселок — люди».