В кафе, ресторанах и уж тем более на сайтах, где можно заказать доставку еды, названия блюд сопровождаются фотографиями. Как правило, именно картинки влияют на наш выбор того или иного блюда, а вовсе не его описание.
Этот феномен называют «серийная зависимость»
Разумеется, составители меню стараются подбирать такие фотографии, которые произведут положительное впечатление. И все мы по опыту знаем, что еда на картинке не всегда соответствует тому, что потом приносит официант или курьер-доставщик.
Учёные из Сиднейского университета (Австралия) исследовали психологический феномен, который заставляет нас переносить оценки одних блюд на другие. То есть мы судим о достоинствах изображённой еды под влиянием тех картинок, которые видели чуть раньше. Этот каскадный феномен они называют «серийная зависимость».
Впрочем, он касается не только еды, но и любых однородных объектов, которые мы оцениваем подряд. Суть в том, что если нам что-то понравилось, это положительное впечатление может повлиять на восприятие следующего объекта в серии. Даже если этот объект не очень хорош, мы можем оценить его выше, чем он того стоит. Аналогичное правило действует в обратную сторону: если нам что-то (в данном случае — блюдо на картинке) не понравилось, это может снизить нашу оценку следующего изображения.
Мужчинам больше нравится высококалорийная пища
Психологи Сиднейского университета Дэвид Элайс и Том Карлсон провели эксперимент, в котором участвовало более 600 человек. Им показывали около 150 изображений разных блюд — от груш до пиццы и от фруктового салата до гамбургеров.
Участники оценивали, насколько калорийной и привлекательной им кажется изображённая еда. Тут и выявился «эффект серийной зависимости». Восприятие калорийности и привлекательности одного блюда зависели от того, что испытуемые видели до этого. И оценка одного и того же блюда у них могла быть разной, если оно фигурировало в другом ряду изображений.
Это значит, что когда люди оценивают фотографии еды, оценка не даётся изолированно. Она всегда несколько смещена в сторону того суждения, которое ей предшествовало.
Также исследование показало, что мужчины склонны считать высококалорийную пищу более привлекательной, чем женщины, но в целом «эффект серийной зависимости» не зависел от пола и был одинаковым у всех участников.
«Это исследование показывает когнитивные предубеждения, которые начинают действовать, когда мы оцениваем еду. Наш мозг настроен на усвоение информации из предыдущих стимулов. Также мы можем тянуться к определённому блюду после того, как увидели другое, оценённое нами высоко», — говорит профессор Дэвид Элайс.
Чем поможет это исследование?
Результаты исследования, опубликованного в Current Biology, помогут психологам разработать эффективные методы лечения пищевых расстройств, таких как булимия или компульсивное переедание, считают авторы. Также они пригодятся маркетологам при составлении меню блюд.
«Условия проведённого эксперимента по изучению серийной зависимости не сильно отличаются от нашего повседневного опыта с изображениями еды — например, когда мы изучаем меню в ресторане или просматриваем его на экране телефона. Таким образом, серийная зависимость может влиять на миллионы выборов продуктов питания ежедневно!» — подчёркивает Дэвид Элайс.
Маркетологам и рестораторам понимание этой зависимости подскажет, как сделать меню более привлекательным, разместив блюда или высококалорийные продукты в той или иной последовательности. Так они смогут влиять на восприятие потребителей и повышать свои продажи.
Но тут возникает вопрос: а нам-то, тем самым потребителям, что с этого? Ведь наш интерес как раз прямо противоположен интересу продавцов и рестораторов — выбрать еду по возможности объективно, не позволив повлиять на наше мнение.
Тут совет простой: старайтесь оценивать блюдо изолированно, делать паузы при изучении меню. Правда, не совсем понятно, как следовать этому правилу на практике, когда на выбор даётся не так много времени. В таком случае, видимо, надо просто помнить об «эффекте серийной зависимости», которому мы все подвержены.
Учёные предполагают, что такой подход может способствовать формированию более здоровых привычек питания.