Возможность поселиться на Марсе или отправиться в путешествие вокруг Луны давно сводит с ума людей. А их фантазию подогревают проекты Илона Маска. Стоит ли верить его прогнозам, АиФ.ru узнал у научного сотрудника НИИ ядерной физики МГУ Ильи Кудряшова.
Ирина Чухно, АиФ.ru: Компания SpaceX планирует к 2026 году доставить первого человека на Марс. Насколько это реально?
Илья Кудряшов: Технически у Илона Маска сейчас нет ни корабля, ни ракеты для осуществления этой миссии. Однако я искренне надеюсь, что из его задумки что-нибудь выйдет. Вообще, самая существенная причина, почему полёт невозможен — это космическая радиация. И пока проблема не решится, отправляться на планету без дополнительной защиты будет довольно опасно.
Что касается 2026 года, говорить, что это нереально, я бы не стал. Потому что до него ещё дожить нужно. Но к таким долгосрочным проектам я отношусь скептически, так как любое развитие должно идти поэтапно. Сначала выход на околоземную орбиту, затем какие-то отлётные и лунные траектории, а только потом уже Марс. Строить прогнозы на столь длинный промежуток времени нельзя, но вероятность полёта человека в 26 году на Марс, к сожалению, не слишком высокая.
— Какова вероятность того, что людям удастся построить колонию на Марсе и жить там?
— Я верю, что в дальнейшем такое вполне может произойти. И, наверное, это логичный путь для развития человечества. Однако сказать, сколько может потребоваться лет, тяжело. Такие футуристические прогнозы строить не могу, потому что у меня не хватает для этого ни бэкграунда, ни интуиции. А высказывание Маска о том, что колонизация может произойти уже через 50 лет, считаю очень смелым. Это скорее игра на публику, чем подтверждённая научная гипотеза. Пока она не подкреплена никакими техническими продвижениями.
— Илон Маск предполагает, что полёт до Марса может занять всего 80 дней. Реален ли такой срок? Какие для этого нужны ракеты?
— Для полёта на Марс требуется достаточно длинный промежуток времени. Существенно больше, чем 80 дней. Чтобы его совершить, необходим огромный запас топлива, продуктов и кислорода, либо замкнутый цикл на корабле.
Здесь есть два очевидных варианта такого путешествия. Либо использование тяжёлой ракеты, какая сейчас у Маска находится в разработке под названием «Falcon Heavy», либо многозапусковая миссия. Это когда вместо одной супертяжёлой ракеты в космос запускаются несколько полегче. Например, «Ангара — А5». Затем происходит стыковка на орбите и дельнейший полёт в сторону планеты.
— Ещё он заявил, что к концу 2018 года двое туристов отправятся в путешествие вокруг Луны. Может ли такое произойти?
— Сейчас заявление вызывает большое недоверие. Пока у SpaceX нет ни корабля, летающего с экипажем даже на низкую орбиту, ни ракеты под такую миссию. Всё это выглядит, как рекламный ход. Возможно, путешествие вокруг луны у них когда-нибудь свершится, но гораздо позже. Потому что за такое короткое время компания не успеет подготовиться. Для того чтобы слетать к Луне, «Dragon» должен демонстрировать стабильные пилотируемые полёты на орбиту МКС, чего пока нет.
— Как возврат первой ступени ракеты после орбитального запуска может удешевить ракетостроение?
— У ракеты «Falcon» компании SpaceX есть несколько ступеней. Первая из них — возвращаемая. Она является самой выдающейся и содержит наибольшее количество двигателей. Из них и системы управления складывается основная стоимость ракеты. Так что её многоразовое использование может значительно удешевить ракетостроение.
— Что значит многоразовый запуск ракет для освоения космоса? Есть ли уже такие ракеты?
— У ракеты Маска только первая ступень возвращаемая. Она улетела, прибыла обратно, её заправили и можно опять отправлять в космос. Многоразовых ракет не бывает, потому что вторые и третьи ступени сгорают в верхних слоях атмосферы. Их энергетически невыгодно оставлять для повторного использования. Тем более что возвращаться с этих скоростей и высот крайне затруднительно. Сохранение всех ступеней приведёт к тому, что полезная нагрузка ракеты сразу же упадёт. Поэтому на текущий момент развития технологий её просто нецелесообразно использовать несколько раз.
— Что сейчас происходит с космическим туризмом и каково его будущее?
Весь космический туризм я бы разделил на две части. Первая — полёт на МКС. Его считаю крайне неразумным, потому что это всё же научная лаборатория, а не место для развлечений. Там нужно работать профессионалам. И если уж космонавты отправляются на станцию, то должны преследовать научные цели.
Вторая — космические путешествия в частном секторе. Космический туризм — это мощная грань развития для частной космонавтики. На данный момент существует несколько компаний, которые делают ракеты для суборбитальных полётов. Они будут поднимать людей на высоту чуть выше 100 километров, чтобы у тех была возможность увидеть Землю из космоса. Правда, это будет очень недолго — меньше одного витка. И вообще неизвестно, через сколько десятилетий появятся частные станции, на которые сможет летать каждый желающий.
Так что, на мой взгляд, полёты на МКС — это плохо, а вот когда частные фирмы на собственные деньги создают станцию — уже хорошо.
— Как частные компании влияют на развитие космической сферы?
— В России немного другое понимание понятия «частные компании», нежели в США. В нашей стране частники в космической сфере выживают только за свой счёт. В Америке же они являются субподрядчиками и отчасти финансируются из средств NASA. Вот и у SpaceX в каком-то смысле государственно-частное партнёрство. Поэтому в российском понимании частные компании оказывают сейчас незначительное влияние на космическую сферу.
У нас в стране тоже есть несколько частных компаний, которые пытаются выживать в отечественных реалиях. Они, несомненно, что-то делают и добиваются успехов, но никоим образом не влияют на космонавтику. Потому что в России она по-прежнему целиком государственная.
— Почему NASA заключает контракты с частными компаниями? Есть ли такая практика в России?
— С помощью таких контрактов NASA оптимизирует денежные издержки, потому что в частной компании стоимость пуска меньше, чем в государственной. Космическая сфера функционирует, как и любая другая госкорпорация. Поэтому NASA сосредоточила огромные ресурсы на фундаментальных целях, а локальные отдала субподрядчикам, так дешевле.
В России такой практики нет и, наверное, она ещё не скоро появится. Всё это происходит из-за нашего менталитета и сложившегося порядка.