О том, как запуск нового космического корабля скажется на будущем российской космонавтики, мы поговорили с лётчиком-космонавтом, Героем России Михаилом Корниенко.
Не прорыв, но шаг вперёд
Владимир Кожемякин, «АиФ»:— Михаил Борисович, старт корабля Crew Dragon был эффектным: астронавты в скафандрах от голливудского дизайнера Хосе Фернандеса (он проектировал костюмы для Бэтмена, Железного человека и Человека-паука), прибытие астронавтов на площадку на автомобиле Tesla, инженеры в чёрных комбинезонах... Не слишком ли всё это похоже на шоу?
Михаил Корниенко: — Космодром не место для шоу — при всей эпатажности Илона Маска и его желании немножко забежать вперёд. Запуск пилотируемого космического корабля — слишком серьёзное дело, чтобы устраивать из него «театр». Какое шоу, если они взлетели, полетели и состыковались на орбите? Ну новые скафандры, подъезд на «Тесле» как элемент пиара. Не без этого: подали всё красиво. Но это не значит, что что-то делалось в ущерб безопасности.
— Наши скафандры на фоне скафандров SpaceX смотрятся вроде бы архаично. Но насколько новое облачение астронавтов НАСА оправдает себя в космосе?
— Задача любого скафандра — работать не на внешние эффекты, а выполнять свою основную функцию. Это касается и наших «Соколов», которые используются для полётов на «Союзах», и скафандров для «Шаттла» и «Ориона». Их цель — спасать жизнь экипажа, если вдруг произойдёт разгерметизация корабля во время запуска, спуска или в космосе.
Судя по тому, что астронавты Crew Dragon шли по площадке без чемоданчиков с вентилятором, в их скафандрах предусмотрена какая-то система климат-контроля, действующая с момента надевания скафандра до посадки в корабль. Наверное, в корабле астронавты переходят на бортовую систему вентиляции. А до этого скафандр обеспечивает им комфортные условия жизнедеятельности.
— Насколько, как вам кажется, Crew Dragon отличается от нынешних «Союзов» и от разрабатываемого «Орла»? Говорят, творение Илона Маска — прорыв в космонавтике.
— Я бы не называл его прорывом: звучит слишком помпезно. Тем не менее это довольно значительный шаг вперёд. После «Шаттла» американцы свернули свои разработки в сторону капсульной системы космического корабля, которая более надёжна и повышает выживаемость экипажа. По этому пути идут Россия и Китай. Кроме того, Маск обеспечил посадку первой, самой дорогой ступени ракеты-носителя. Хотя есть сомнения в экономической целесообразности этого, поскольку такая посадка серьёзно удорожает процесс в целом. А прорыв произойдёт, когда мы перейдём на ядерные двигатели или найдём для полётов в космос другой принципиально новый источник энергии. Пока мы летаем на той же «химии», из которой, кажется, выжато уже практически всё.
Кто следующий?
— Есть те, кто сейчас празднует победу американской частной космонавтики над российской государственной. Другие считают, что американцы тут просто наконец-то догнали Россию, от которой отставали 10 лет. Теперь же они всего лишь подтвердили, что США тоже космическая держава. А вы как считаете?
— Правда, как всегда, где-то посередине. Я бы не сказал, что американцы отставали, учитывая наличие системы «Спейс шаттл». А сегодня отстаёт уже Россия. Этого следовало ожидать, если бюджет НАСА в 10 раз больше, чем у «Роскосмоса». Сами по себе создание и успешное использование пилотируемого корабля, возвращаемой ступени — уже шаг вперёд в новых технологиях.
«Батут работает». Яркие высказывания о запуске Crew Dragon
Американцы сейчас опережают нас и в разработке тяжёлой ракеты-носителя. Свою «Ангару» мы делаем уже два десятилетия, тем временем изделие в космической отрасли, которое делается более 8–10 лет, устаревает морально. Был лишь один испытательный запуск с космодрома Плесецк — и только. Переход на новую ракетно-космическую технику к 2022 г., в т. ч. и запуск нового пилотируемого корабля, о которых в «Роскосмосе» говорят в последнее время, — очень оптимистичная дата. И следующими, судя по всему, здесь будут китайцы.
То, что отставание нарастает, — очевидно. Похвастаться нечем, кроме бесконечной модернизации «Союза» — нет ни «Орла», ни «Ангары». И для их появления я лично предпосылок пока не вижу — только декларации о намерениях (хотя у Илона Маска их тоже было много: он обещал запустить свой корабль давным-давно). Но отставание — это не так плохо. То, что американцы начнут летать на МКС сами, возить туда европейцев, японцев и др., — хороший повод для России закончить строительство «Орла». Это нормальная конкуренция. Раньше «Роскосмос» был монополистом, а сейчас монополия исчезла. Придётся развиваться дальше. Это закон экономики. В конкуренции рождается что-то лучшее. А когда один сидит на теме, получается застой. Вот у нас застой и образовался: американцы платят, мы их возим плюс делаем ракеты и корабли, которые сконструировал ещё Королёв, — ну и всё.
Сейчас мы слезли с этой иглы, и слава богу. Корабль Маска — хороший побудительный мотив, чтобы взяться за дело. «Союз» будет прикрывать тылы, на нём станут летать наши космонавты и, возможно, европейские — по контрактам, на МКС будут два взаимозаменяемых корабля. Пока «Союз» своей актуальности не утратил и, на мой взгляд, поработает ещё достаточно долго — так же как и американский стратегический бомбардировщик Б-52, стоящий на вооружении ВВС США с 1955 г. Но это не значит, что надо вечно оставаться на тех же позициях.
Поскольку российские СМИ и блогеры обоих полов всю ночь и часть утра восхищаются "историческим" пуском SpaceX и намекают, что «Роскосмос» уже всё, а Рогозин должен положить на стол партбилет, давайте вместе посчитаем запуски с 2011 г.
■ 2015: 17 запусков, 15 успешно, 1 частично успешный.
■ 2016: 15 запусков, 14 успешно.
■ 2017: 17 запусков, 16 успешно.
■ 2018: 20 запусков, 19 успешно.
■ 2019: 25 запусков, все успешны.
■ 2020: 7 успешных запусков с начала года.
SpaceX («Фальконы»):
■ 2010–2013: 7 запусков, из них полностью успешны 3 (в остальных случаях без обещанного возвращения ступеней).
■ 2014: 6 запусков, 5 полностью успешно.
■ 2015: 7 запусков, 4 полностью успешно.
■ 2016: 9 запусков, 5 полностью успешно.
■ 2017: 18 запусков — все успешны.
■ 2018: 21 запуск, 19 полностью успешно.
■ 2019: 13 запусков, 12 полностью успешно.
■ 2020: 8 запусков, 5 полностью успешно, вчерашний запуск уже записан как успешный. Это также первый пилотируемый запуск с 2011 г.
Смеха ради можно было бы ещё пилотируемые посчитать, но какая разница, правда?
Отечественная медиаиндустрия за последние 3 дня уж как только не высказывалась на тему частного космоса: господи, хорошо-то как восхвалять воображаемый исторический успех частного предпринимательства в отрасли, которая была, есть и ещё долгое время будет государственно-военной. Хотя, конечно, шутка про «батут Рогозина» славно погуляла по планете...
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.