Примерное время чтения: 8 минут
656

Осторожно — в космосе Драконы! Чьи следы будут на тропинках далеких планет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Дело - труба. Что осталось от советской промышленности 03/06/2020
Владимир Губарев.
Владимир Губарев. / Владимир Федоренко / РИА Новости

Владимир Губарев, журналист, драматург, писатель-фантаст:

Все, что происходит в Америке, выглядит странно... Как известно, драконы (это вольный перевод названия корабля, стартовавшего с космодрома во Флориде) в основном водятся в Китае. А в России распространены Змеи Горынычи (еще один вариант перевода!) — неужели и их тоже имел в виду миллиардер Илон Маск, когда подбирал название своего корабля. В общем, Маск «обуздал» и китайского дракона, и нашего Змея. С чем его и следует поздравить!

А если серьезно, то американский миллиардер, на мой взгляд, всколыхнул то «космические болото», в котором оказалось человечество на 64-м году своей космической эпохи, начавшейся 4 октября 1957 года после запуска первого искусственного спутника Земли.

ХХ век памятен всем нам великими достижениями в освоении Вселенной. Это и первые полеты за пределы Земли, и экспедиции на Луну, и создание орбитальных станций, и исследования планет, и полеты к окраинам Солнечной системы, и даже прорыв за ее пределы. Человечеству есть чем гордиться. Но вот наступил новый век, и что он принес?

Околоземное пространство освоено неплохо. Летают не только военные и разведывательные спутники, но и аппараты, которые ведут наблюдения за природными явлениями, контролируют их, заодно и поглядывая за всевозможными событиями в разных государствах — от тайфунов и лесных пожаров до нашествия саранчи и проливных дождей. Ну и спутники помогли опутать земной шар связью и навигацией, предоставив возможность каждому из нас по желанию наблюдать за пингвинами в Антарктиде или проходом танкеров через любые проливы.

Космос стал обыденностью. Как полеты самолетов или круизы на Северный полюс. Хорошо это или плохо?

«В каждой эпохе рождаются свои мечты,
И забываются вчерашние, как сон».​

Поэты иногда точно выражают наши ощущение.

Космос ХХ века — это прежде всего создание техники, способной преодолеть земное тяготение и отправить наших посланцев на другие планеты, а также позволить человеку работать вне Земли. То есть шел поиск таких возможностей. К ХХI веку они появились. Человек может жить и работать в космосе, пример МКС яркое этому подтверждение. Автоматы способны летать на Луну, Венеру и Марс, бегать по этим небесным телам, изучать их, передавать информацию на Землю. И прежде всего это достижения техники и технологий, во имя которых создавались новые материалы, новые конструкции, новые проекты. А что же наука, во имя которой и создавалась космическая техника? К сожалению, главные надежды не оправдались.

Первый этап — поиски жизни в Солнечной системе. Я был свидетелем, как тщательно стерилизовались аппараты, отправляемые на Луну. Ученые опасались занести туда земные микроорганизмы, а оттуда привезти лунные. Экипаж первого «Аполлона» выдерживался в карантине ради биобезопасности. Однако «селенитов» — от разумных до микроскопических — не оказалось... Потом и каналы на Красной планете, оказывается, копали вовсе не марсиане... Пришлось попрощаться и с «венерианками», столь очаровательными на страницах фантастических романов и столь же нереальными... Хотелось уже сразу найти жизнь за пределами Земли, чтобы понять, как и почему она появилась здесь. Мечта о «братьях по разуму» улетела в другие галактики, а возможно, и в иные Вселенные.

Константин Феоктистов, ученый, конструктор и по совместительству космонавт, однажды посетовал: «На рубеже восьмидесятых — девяностых годов прошлого века СССР и США опять стояли перед выбором, куда дальше двигаться в космических работах? Какую цель выбрать приоритетной? Есть ли шансы найти что-то необычное и очень ценное на Марсе? Должен сказать, что реальных шансов не видно. Принимая решение, выбирая цель, необходимо крепко подумать: почему Луна или почему Марс? Разве нет других действительно острых интригующих вселенских тайн? Например, создать комплекс астрофизических инструментов». Я спросил тогда у Константина Петровича: «Но галактики не очень интересуют обывателя, надо что-то сенсационное, неожиданное!» Он ответил: «Пора космических развлечений закончилась, надо заниматься серьезной наукой...» Нынче я вспомнил о той нашей беседе с конструктором, который создавал корабль для первого полета человека в космос.

К сожалению, большая наука с ее фундаментальными исследованиями все дальше и дальше начала «уходить» из космоса. Особенно остро это почувствовали космонавты, которых тянуло к проведению сложных и необычных экспериментов. Но их становилось все меньше. К примеру, перед запуском МКС в общей сложности планировалось провести на борту около 500 экспериментов. Многие институты Академии наук разрабатывали их, предлагали свои идеи. Но... вновь на первый план вышла техника, и по сути эксплуатация МКС — это ее создание и проверка. Для чего? И вот на этот вопрос вот уже не первый десяток лет стараются ответить космические чиновники.

Честно говоря, новых идей нет. Ни у нас, ни в Америке, ни в Китае, Индии и других странах. Но «новичков» понять можно: их в первую очередь интересует создание техники, которая является символом прогресса. Поэтому и бегают по Луне аппараты, созданные в Китае и Индии, готовятся к полету орбитальная станция в Поднебесной. Неплохие аппараты и ракеты делаются в Европе. И вот на этом фоне Россия и США выглядят «старушками», сидящими на лавочке у подъезда и вспоминающими о бурных годах своей молодости.

Руководство «Роскосмоса» потчует нас проектами, которыми не суждено осуществиться. Несколько лет там разрабатывали планы освоения Луны, довольно подробно расписывали, как и когда там будет создана база. Правда, зачем она нужна — ответа вразумительного нет. Кстати, и не может быть, так как лунный грунт, привезенный на Землю, пылится от ненужности в одном из институтов в Москве, а в Америке из него сделаны кулоны и серьги для жен астронавтов, побывавших там.

Кстати, Маск после своего нынешнего триумфа собирается обязательно полететь на Луну и создать там базу. Думаю, если средств у него хватит, то и это он сделает. Впрочем, у него цели четко определены: сначала на своих «Драконах» он повозит богатеньких путешественников вокруг Земли, а потом их же свозит на Луну. Если у «Роскосмоса» такие же цели, то тогда их прожекты имеют смысл. Только вот разница велика: Маск тратит свои деньги, а наши чиновники — бюджетные. Следовательно, мы должны ответить на простой вопрос: надо ли нам, чтобы наши олигархи и их пассии летали на Луну?!

Понятно, почему в Америке с таким восторгом отнеслись к старту «Дракона». Все-таки там соскучились по «своим» стартам и «своим» ракетам. Где-то в России астронавты летают на русских ракетах, покупая себе места в «Союзах». Учитывая характер американской нации, привыкшей ко всему «своему», такая ситуация ее не устраивала. Да и «свой парень» Маск показал, что каждый американец не только может стать президентом, но и сам отправиться в космос и на Луну.

Новый корабль довольно оригинален. И стартует необычно, и ступень «приземляется» на платформу, и скафандры непривычные. Безусловно, это «плюсы». Однако пока «Дракон» по своим характеристикам уступает всем кораблям, созданным как в Америке, так и в России и Китае. Будем считать, что это первый шаг... Важно, чтобы дорога Илона Маска не привела в тупик. Сергей Крикалев, наш прославленный космонавт, приветствовал старт «Дракона». Так как он «отвечает» у нас за пилотируемую космонавтику, то Сергея понять можно — он уже стал политиком, да и сам летал на «Шаттлах» (значит, и «астронавт» тоже).

Но я не стал бы преувеличивать достижение миллиардера Маска. Это лишь эпизод в истории космонавтики. Но его успехи могут лечь в общую колею развития, если путь будет выбран правильно. Много лет назад космонавт Владимир Аксенов, ученый и конструктор, настойчиво добивался того, чтобы в стране появился Госкомитет по космосу, который определял бы развитие научных исследований за пределами Земли. Его попытки не увенчались успехом. К сожалению, «Роскосмос» этим требованиям не отвечает — чиновники не способны определять главные направления развития. Это задача ученых и мыслителей.

«В мае 1959 года, — рассказывает Аксенов, — Сергей Павлович Королев направил в Кремль свою Записку по организации работ в будущей космонавтике. Она начинается так: В настоящее время работы по исследованию космического пространства проводятся в основном теми же организациями, которые разрабатывают ракеты дальнего действия. Назрела необходимость привлечения к этим работам новых сил и новых организаций». В своей книге «Дорогами испытаний» Аксенов утверждает, что академик С. П. Королев предлагал создать «Международный Научный Центр по освоению космического пространства». Несколько лет дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт, испытатель, конструктор пытался пробить барьеры чиновников разных рангов, доказывая, что нужно менять стратегию развития космонавтики.

Его голос так и не был услышан! Вчера Володя Аксенов позвонил:

— Может быть, теперь что-то изменится? Я понял, что Илон Маск действительно наделал много шума... Ох, эти космические чудаки!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах