В штабе стройки в кабинете Юрия Волкодава, руководителя «Дальспецстроя» (подразделение Спецстроя России, отвечающее примерно за половину работ на космодроме на сумму 60 млрд руб.), на подоконнике стоит... кувалда. Самая дешёвая, с грубой деревянной ручкой. «Нашёл её в одном из проходных каналов. Не бросать же, денег стоила…» - поясняет Волкодав, назначенный в «Дальспецстрой» весной прошлого года. После бардака, которым сопровождалось начало стройки в 2012 г., воровства, потерь и дорогостоящих переделок в спасении забытого кем-то из строителей копеечного инструмента можно увидеть и жест отчаяния.
Подземное царство
Проходными каналами - 18 км подземных коридоров для укладки кабелей и трубопроводов - соединены все здания на стартовом комплексе. Спускаться страшновато: в каналах пока нет света. Когда прикрутят лампочки, нужно будет уложить в лотки километры кабелей. Кстати, с укладкой 27 км оптоволоконной линии между удалёнными объектами космодрома связана одна из, как говорят, показательных для всей стройки историй. Во внутренних документах (есть в распоряжении редакции) компании-субподрядчика «ФНК инжиниринг» говорится: по проекту - поле, а на деле - переход через реку, другие коммуникации и дороги, которые нужно обходить. Некоторые кабельные колодцы оказались запроектированы там, где из соседних дренажных труб должна сливаться вода, а в проекте вообще не предусмотрены затраты на обустройство вахтовых городков, завоз в тайгу техники и т. д. В результате реальные расходы компании выше сметных на сотни миллионов рублей!
«На график строительства ни разу не наложился график финансирования и обеспечения проектно-сметной документацией», - подтверждая данные «АиФ», делится своими печалями и Юрий Волкодав. Отвечая на обвинения строителей в «сырости» проекта, Иван Якушкин, гендиректор компании-проектировщика космодрома «ИПРОМАШПРОМ», в комментарии «АиФ» выдвигает свои претензии: у генподрядчика, Спецстроя, «отсутствует система работы с поступающей рабочей документацией и проведение своевременного анализа вносимых в проект изменений», могли бы их изучать и побыстрее.
Изменений в проекте, впрочем, было выше крыши. Прежде всего «замена» ракеты. Хаоса на стройке добавила попытка заменить импортное оборудование: что-то в 2014 г. попало под западные санкции, что-то стало чудовищно дорогим из-за падения курса рубля. Импортного в проект затолкали по максимуму, причём от конкретных производителей и без конкурсов. Обошлось ли без чьей-то корысти и сговора? «Импортозаместить», кстати, удалось далеко не всё.
Где деньги?
Были и другие поводы говорить о коррупции. Работы оплачивались по нормативам 2001 г., но с поправочным коэффициентом. За похожие работы на соседних объектах Федеральный центр ценообразования «выписывал» разным подрядчикам разные коэффициенты плюс-минус 25%. Госэкспертиза процентов на 30 срезала сметы всем подряд, когда работы были уже выполнены, оборудование закуплено, причём за деньги самих компаний. Ведь даже средства, которые государство запланировало на космодром в 2015 г., дошли до стройки лишь к лету. Вот так эффективно у нас работает система...
Что в результате? Множество компаний попало в финансовую яму, из-за чего они были вынуждены уйти со стройки или вовсе разорились. И это не считая фирм, которые с самого начала пришли на проект без средств, персонала и техники, занизили цену, выиграли конкурсы на субподрядные работы, хапнули авансы и «отвалили». Юрий Волкодав рассказывает, что пытается отсудить 12 млрд руб.: «Это наши деньги, прощать мы их никому не будем». Но несколько исков и претензий было предъявлено и самому ФГУП «Дальспецстрой». Так, например, Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК, чьи рабочие во время «прямой линии» с Владимиром Путиным прошлой весной рассказали о невыплатах зарплат), как сообщалось в декабре, требовала 442 млн руб. по уже сданным объектам. И ещё около 3 млрд по объектам, где работы у них не принимают. Рабочие ТМК перед Новым годом написали в Кремль, что поручения президента насчёт зарплат не выполнены.
Стройка на основных объектах космодрома на первый взгляд закончена. Части ракеты «Союз-2» уже приехали из Самары и лежат в контейнерах в огромном «ракетном» зале монтажно-испытательного комплекса. Ракета ждёт инженеров, которые соберут её в единое целое. Специалистов самарского РКЦ «Прогресс», если всё пойдёт хорошо, поселят в новеньком общежитии города Циолковский. Города, который возводит предприятие «Спецстройтехнологии» (другое подразделение Спецстроя), впрочем, ещё нет. За три дня до Нового года смотровые ордера на служебное жильё получили сотрудники Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) - будущие жители единственного к тому времени готового дома из обещанных 4, да и то подключённого к электросетям по временной схеме.
«Спецстройтехнологии» возводят на космодроме несколько других важных объектов. Например, Комплекс средств измерений, сбора и обработки информации (КСИСО). Это глаза и уши космодрома. Закончить работы глава предприятия Александр Никитин обещает 10 февраля. Но, как рассказывает наш источник, вода к КСИСО и после этой даты пойдёт по наскоро проложенным трубам: для окончания своей части работы одному из субподрядчиков точно потребуется больше времени. Кроме того, для штатной подачи электроэнергии нужны новые трансформаторы взамен 4 французских. Что случилось? Сгорели к чертям из-за перепада напряжения в сети, но договоры с сетевиками на подачу электроэнергии на космодроме были, мол, оформлены так, что в потере очередных миллионов бюджетных денег вроде никто и не виноват... Что ещё может сгореть на Восточном в самый ответственный момент? За что ещё государству придётся платить по второму и третьему разу?
К слову, летом «спецстроители» получили из бюджета на окончание работ 20 млрд руб. субсидии. С помощью этих денег, по словам Юрия Волкодава, на стройке, по крайней мере «расшили неплатежи». Но частные подрядчики жалуются: деньги размазали тонким слоем и всех проблем не решили. «Долг перед нами значительный, просрочка за уже поставленное электрооборудование составляет 2-3 месяца», - подтвердил «АиФ» Олег Васильченко, гендиректор компании «Энергосервис», в январе ему обещали начать оплату. Должником тут, впрочем, была компания «Экопрог». Виктор Бурмистров, вице-президент «Экопрога», в свою очередь, рассказывает: сами они пострадали от скачка курса валют. Из-за санкций пришлось отказаться от оборудования «Сименс». Свою часть работ по монтажу вентиляции, пожарных систем и т. д. на одном из важнейших объектов космодрома - монтажно-испытательном комплексе космических аппаратов - трёх спутников, которые должна будет вывести на орбиту первая ракета, - Бурмистров обещает закончить в январе. Торопятся.
Уж в космос невтерпёж
Но ведь прошлой осенью Владимир Путин сказал, что работы на космодроме нужно закончить спокойно, «без штурмовщины». Куратор стройки вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин на том же совещании, впрочем, произнёс слово «апрель». О возможной дате первого пуска «чужим» на космодроме не рассказывают, но работы идут в такой спешке, что понятно: дату в Москве уже нарисовали. О ней недавно «проболтался» гендиректор «Прогресса» Александр Кирилин: 25 апреля.
Перед Новым годом с инспекцией на космодром прилетала делегация во главе с заместителем Дмитрия Рогозина в Военно-промышленной комиссии Иваном Харченко. Гости интересовались, смогут ли строители работать ещё быстрее, а инженеры сократить время испытаний. И это в ситуации, когда в Роскосмосе, где в последние годы сменилось 2 руководителя, идёт реструктуризация и создание госкорпорации, у спецстроевцев (в «Дальспецстрое» сменились 3 начальника) задержки с получением бюджетных денег и суды с субподрядчиками. А сами подрядчики, которые строили, не до конца понимая, что и почём, ходят под угрозой уголовных дел, банкротятся, бросают объекты на полдороге…
Ждать «сюрпризов»?
Атмосфера на стройке, мягко говоря, нервная. За успех грядущих пусков становится страшновато. Насколько велик риск повторения чего-то похожего на аварию ракеты «Протон» в 2013 г., когда выяснилось, что разгильдяй с мизерной зарплатой вверх ногами забил молотком датчик угловых скоростей? Глава «Дальспецстроя» в своих силах уверен: непредвиденные сложности бывают на любой стройке - даже если вы решили вырыть яму на даче, то камень попадётся, то лопата сломается. Мол, проблемы решаются, зарплаты выплачиваются, всё построено на века и проходит внутреннюю и внешнюю экспертизу. Так, на самых главных трубопроводах - для элементов топлива и т. д. - швы, хоть их там и сотни тысяч, на 100% просвечиваются с помощью рентген-установок. Мол, по большому счёту осталось устранить некоторые незначительные недоделки и по весне посадить предусмотренные проектом деревья и кустики.
Но, например, в конце декабря в основание будущего инженерного корпуса лишь начали заливать бетон. Сюда должна стекаться информация о системах электроснабжения, вентиляции, пожаротушения и т. д. со всех объектов космодрома. По словам Андрея Охлопкова, замгендиректора ЦЭНКИ, техдиректора по созданию космодрома, во время подготовки к пуску и самого пуска без инженерного корпуса можно и обойтись. Но нет уверенности, что строители не подведут с противопожарной обработкой металлических колонн и заливкой полов в монтажно-испытательном корпусе, которые уже один раз заливали, но нарушили технологию и т. д. Пока идут эти работы, спутники привозить попросту некуда.
Однако на космодроме, по нашим сведениям, морально уже готовятся запускать ракету любой ценой: собирать спутники в небольшом герметичном ангаре внутри комплекса - единственное место, где можно обеспечить необходимый восьмой класс чистоты. Вместо системы пожаротушения ставить на дежурство обычные пожарные машины, ну а после пуска консервировать оборудование, возвращать строителей, заканчивать стройку, избавляться от пыли, заново настраивать оборудование.
Опыт больших проектов в России, а до того в СССР, показывает: лечь костьми в тайге и отправить ракету в космос можно и с не вполне достроенного космодрома - с «времянки». То есть как в анекдоте: «Как взлетела? Да с помощью лома (или кувалды, символом которой может стать та, из кабинета Юрия Волкодава) и какой-то матери…»
Но зачем торопиться с вводом в эксплуатацию незаконченного космодрома? Кому нужна и выгодна эта гонка с вымученным и показушным запуском, да и в результате сам такой космодром? «АиФ» продолжит разбираться в проблеме.