Примерное время чтения: 7 минут

Хвостатая странница. Крымский астроном открыл первую межзвездную комету

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Пластик наступает! 18/09/2019

Увлечения бывают разными. Но нечасто их результат становится сенсацией мирового масштаба. Сейчас не только специалисты, но и люди, живо интересующиеся тем, что происходит вокруг, обсуждают зафиксированную впервые в истории человечества межзвёздную комету. Гостья прибыла из другой звёздной системы. Имя ей, впрочем, дали мужское: C/2019 Q4 (Borisov) — в честь первооткрывателя, астронома из Крыма Геннадия Борисова.

Телескоп собрал «на коленке»

Охота за кометами для Геннадия Борисова — это как раз хобби, ради которого приходится жертвовать сном и отдыхом. А вообще-то, он трудится в астрономическом научном центре, руководит научным подразделением в Крыму. «В моём подчинении находятся специалисты и оборудование „Роскосмоса“ для многоплановой работы, посвящённой околоземному космическому пространству, — объясняет астроном. — Там много направлений: от спутников до космического мусора. В общем, моя основная работа напрямую не связана с хобби, с созданным мной телескопом, сделанным, как говорят, „на коленке“. Ночами, в свободное от работы время, любуюсь небом».

Увлечению много лет, началось оно ещё со школьной скамьи. В советское время раздобыть телескоп было проблематично, поэтому будущий астроном сам шлифовал линзы, зеркала, собирал телескопы. А после окончания астрономического отделения МГУ был распределен в Крым, в посёлок Научный.

В конце девяностых на небосводе появилась яркая комета. Это и положило начало охоте за «хвостатыми звёздами». «В 2013 году открыл свою первую комету. Это было летом, рано утром, за час до рассвета, недалеко от Солнца, — вспоминает Геннадий Борисов. — В созвездии Возничего. Назвали её С/2013N4 (Borisov). Чуть позже в том же году обнаружил в том же созвездии ещё одну комету. Потом открыл практически подряд, с интервалом в две недели, две кометы».

А ведь открыть даже одну комету — это большая удача. Некоторые люди — а сейчас в мире благодаря доступности хорошей техники счёт астрономов-любителей идёт на сотни тысяч, если не на миллионы, — всю жизнь проводят в поисках. И ничего неизвестного на небе не находят.

«В моей работе, конечно, важна удача, но не меньше и расчета, — считает Геннадий Борисов. — Нужно внимание, терпение, выдержка. Я запускаю телескоп, но слежу за процессом: обидно, когда происходит ошибка, а ты заметил её поздно. Все открытия совершены на телескопах собственной сборки. Они „заточены“ для поиска комет: у них большая светосила и широкое поле зрения. Телескопы у меня автоматические, сами фотографируют. А обработка уже ручная. В кадре много движущихся объектов, — астероиды, спутники, метеоры — но на них я внимания не обращаю. Я для себя решил, что часть объектов пропускаю: нельзя всё охватить».

Эй, залётные!

Межзвёздная странница — это восьмая комета, открытая Геннадием Борисовым. Все его прежние «крестницы», как и все ранее известные астрономам кометы (одни появляются раз в несколько десятков лет, а другие — раз в сотни, а то и пару тысяч лет), из «местных». То есть летят они по разным орбитам в пределах Солнечной системы. Может, когда-то и появлялись здесь небесные тела «дальнего следования», но точно задолго до того, как человечество вооружилось телескопами. Явление это редчайшее. На сегодняшний день известен один межзвёздный астероид: маленький, всего-то размером 150-200 метров, его заметили уже удаляющимся от Земли в 2017 году. И теперь вот — комета, открытая Геннадием Борисовым.

«Американцы её сняли уже на двух больших телескопах обсерваторий, что на Гавайях и в Чили, — рассказал Геннадий Борисов. — Звёздная величина измерена в двух разных цветах, и цвет скорее красный, чем синий. Пока о том, из чего комета состоит, не знает никто. Ещё несколько месяцев наблюдений — и по спектру будет ясно, что там за вещества. Пока объект находится в направлении Солнца, туда телескопам наводиться очень тяжело. Это первые шаги в изучении первой межзвёздной кометы размером в 10-20 километров».

Она пролетит через Солнечную систему, как бы пронизывая её, в плоскости, перпендикулярной той, в которой вращаются все планеты. Ещё два месяца C/2019 Q4 (Borisov) будет приближаться к Солнцу, в начале декабря окажется на своём минимальном расстоянии до нашего светила. «Конечно, слово „минимальное“ условно: расстояние больше, чем орбита Марса, — уточнил открыватель кометы. — А потом комета улетит в космос со скоростью 30 километров в секунду. Где-то год она ещё будет доступна большим телескопам, пролетая мимо близких к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли, Марса. А улетать от Солнечной системы — она у нас всё-таки обширная — комета будет где-то десяток лет. И там мы её уже видеть не будем, и больше никогда она в нашу Солнечную систему не вернётся».

Фото: NASA

Редкий шанс

Поскольку «не местная» комета в объектив телескопа крымского астронома была поймана, так сказать, на дальних подступах, у всех учёных мира появился шанс как можно подробнее исследовать её. Только представьте: у человечества появилась возможность изучить вещество с других звёзд! Сравнить с тем, что известно, узнать, похож ли тот мир на наш или отличается коренным образом. «Межзвёздные кометы вполне могут быть „разносчиками жизни“, возможно, человечество поставит задачу узнать и это», — предполагает Геннадий Борисов.

Кстати, сентябрь «охотнику за кометами» принёс ещё одну нечаянную радость: переоткрытие (уточнение данных уже занесённой в каталоги) кометы. Это тоже научное достижение, и немалое. На счету крымского астронома — несколько открытых астероидов, в том числе потенциально опасных для нашей планеты. Среди них был и тот, который наделал шуму в 2013 году: траектория полёта этого небесного тела могла сойтись с земной орбитой.

«Моё открытие получилось таким громким ещё и из-за предшествовавшего ему падения метеорита в Челябинске, — вспоминает астроном. — Астероид вначале определили как опасный. Но затем, после уточнения его орбиты, исключили из этого класса. В истории Земли были случаи падения больших небесных тел: например, астероид, который уничтожил динозавров, упал 65 миллионов лет назад. Может ли это повториться? Не исключено. Пока люди не придумали противодействия таким объектам. Допустим, мой астероид все же опасный. Просчитали бы, что на десятом витке, через двадцать лет, он столкнётся с Землей. Вроде бы есть время, чтобы что-то придумать: распилить, взорвать, даже покрасить, чтобы световое давление сместило орбиту объекта. Но эти методы не испытаны или малоэффективны. А если предположить, что его увидели лишь за час до падения? А он летит со скоростью пятнадцать километров в секунду, представляете! А ракета — всего один километр. Никакое ПВО не собьёт даже маленький метеорит. Это то же самое, что бежать за автомобилем».

Геннадию Борисову несколько астероидов обязаны изменением статуса: у них крымский астроном зафиксировал кометную активность, и небесные тела перевели в класс комет.

Конечно, более громкое и значимое открытие, чем нынешнее, у него вряд ли ещё случится. И с каждым годом увлечённым небом любителям всё труднее соперничать с крупными обсерваториями. Но крымский астроном всё равно ночами будет выходить на свою охоту. Наверняка при его опыте и удачливости поймает в объектив телескопа ещё не одну комету.

Справка

Как дают имена «хвостатым звёздам»? Буква, под которой свежеоткрытая комета проходит в международном каталоге, назначается в зависимости от месяца, также отмечается год открытия. Январь — А и B, февраль — С и D, и так далее. Затем ставятся цифры: например, 1, если это первая комета в месяце. И обязательно указывается имя того, кто её нашёл. Чтобы стать первооткрывателем, нужно не только увидеть небесное тело, но и первым отправить заявку в Центр малых планет.