Что за новый возвращаемый космический корабль «Арго» проектируют в России?
В России построят многоразовый космический корабль, который по техническим характеристикам будет близок к Dragon от SpaceX Илона Маска. Новая разработка будет готова к 2024 году, как сообщает РБК. На данный момент Россия не использует грузовые возвращаемые космические корабли.
Кто и зачем будет создавать новый космический корабль?
Разработкой многоразового транспортного космического корабля, получившего название «Арго», займется компания «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС) совместно с госкорпорацией «Роскосмос». Главная цель проекта — снабжение орбитальной пилотируемой станции.
«Использование многоразового корабля (а значит, возвращение и спасение дорогостоящего оборудования) существенно снизит издержки и стоимость доставки грузов. В конечном счете это снизит стоимость космической программы в целом», — приводит РБК слова бенефициара компании МТКС Сергея Сопова.
Кроме МТКС, которая разработает и создаст корпус, систему посадки и систему разделения, а также осуществит сборку корабля, в проекте примут участие другие организации. В частности, КБХМ имени А. М. Исаева будет отвечать за объединенную и комбинированную двигательные установки, АО «НПО ИТ» — за систему электроснабжения, комплекс электро- и радиосистем, ПАО РКК «Энергия» — за разработку системы стыковки, ФГУП МОКБ «Марс» — за создание системы управления, ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» — за систему обеспечения теплового режима.
Что известно о космическом корабле «Арго»?
Новый корабль был назван в честь судна, на котором аргонавты из древнегреческих мифов отправились искать Золотое руно. Он сможет доставлять на орбиту полезный груз массой до 2 т, а также возвращать на Землю груз массой до 1 т. Спуск будет происходить по баллистической схеме с торможением посадочными двигателями, включаемыми на высоте 250 м. Приземление предполагается осуществлять на выдвижной амортизированный щит, выдвигаемый на высоте 100 м.
По данным РИА Новости, назначенный ресурс корабля составит 20 циклов, включающих взлет и посадку. Корпус корабля будет собираться из композитных материалов, для чего ожидается возведение сборочно-производственного комплекса в Казахстане, Воронеже или Московской области.
«Арго» состоит из многоразового возвращаемого аппарата и одноразового двигательного отсека. Его полная масса — 11,5 т. Объем грузового отсека — 11 м³, диаметр — 4,1 м, высота — 5,6 м. Баки комбинированной двигательной установки (будут обеспечивать маневрирование на орбите, затем отделятся перед спуском) и баки объединенной двигательной установки (обеспечат управление спуском и посадку) корабля будут вмещать до 1200 кг топлива. Композитные элементы составят 52% от суммарной массы корпуса корабля.
Полет в составе орбитальной пилотируемой станции будет длиться до 300 суток. Корабль сможет осуществлять автономный полет до 30 суток для проведения исследований, экспериментальной отработки, выполнения прикладных задач с возможностью возвращения оборудования и грузов заказчика. Также «Арго» сможет обеспечить высокую точность посадки в заданный район и спасение грузов на этапе выведения на ракете-носителе.
В общей сложности планируется строительство трех кораблей «Арго». Ожидается, что их возможностей хватит до 2036 года.
На сегодняшний день в мире разработано несколько новых транспортных кораблей: Dragon от SpaceX Илона Маска, Cygnus от Northrop Grumman, Dream Chaser от Sierra Nevada, Konotori от Японского космического агентства. Dragon и Dream Chaser способны возвращать грузы с орбиты. Конкурентами «Арго» на внутреннем рынке могут стать проектируемый «Союз МС» в беспилотном варианте и «Прогресс МС». Но «Союз МС» пока только проходит испытания, а «Прогресс МС» не может возвращать грузы, поскольку он полностью сгорает в атмосфере при сходе с орбиты.
Сколько будет стоить запуск корабля «Арго»?
По данным источника РБК, финансирование разработки осуществляется за счет вложений частных инвесторов и кредитов. МТКС рассчитывает, что за десять лет эксплуатации многоразового корабля сможет заработать 500 миллионов долларов США.
Расчетная себестоимость одного запуска и посадки корабля составляет 9,846 миллиона долларов США, а стоимость цикла использования корабля (изготовление в расчете на количество использований, подготовка к запуску, эксплуатация в полете, посадка и подготовка к новому предполетному циклу) составит около 11,5 миллиона долларов. На данный момент доставка грузов на МКС обходится России в несколько раз дороже. Из данных госзакупок следует, что изготовление космического корабля «Прогресс МС», который может доставить 2,6 т грузов на МКС, обходится «дочке» Роскосмоса в 29,5 млн долларов США.
Когда начнутся испытания «Арго»?
Летные испытания «Арго» без груза могут стартовать уже в 2023 году. Экспериментальная отработка конструкции корабля будет проводиться на ракете-носителе «Союз-2.1.Б». В дальнейшем планируется использование новой ракеты «Союз-5», которая пока находится в разработке. Применение более грузоподъемного носителя позволит дополнительно доставлять на МКС до 3,5 т груза в негерметичном отсеке.