Марсоходу Curiosity «меняют мозги» на расстоянии

Сюжет 12 апреля - День космонавтики

Москва, 3 марта – АиФ-Москва. Американский марсоход Curiosity «заболел». Внезапно он оказался обездвижен и лишился возможности выполнять свои непосредственные научные обязанности. Причина, как сообщили в воскресенье представители американского аэрокосмического агентства – в зависании основного компьютера. Теперь инженерам NASA придется переводить работу всех систем на резервный «мозг». А это займет как минимум неделю.

Тем не менее, – отмечают специалисты НАСА, – марсоход по прежнему способен «разговаривать», то есть поддерживать связь с Землей.

Одиссея «Любопытства»

Как стало известно, Curiosity простаивает уже с четверга: в тот день он отказался уходить по расписанию в спящий режим и не отправил на Землю массив данных, собранный за время последнего включения. Теперь инженеры NASA переводят управление на компьютер-дублер. Загрузка всех нужных программ займет несколько дней.

При этом, – отмечают специалисты, – есть и небольшая угроза того, что наладить работу робота-исследователя не удастся.

Марсоход третьего поколения, имя которого переводится на русский как «Любопытство», работает на поверхности Красной планеты с 6 августа прошлого года. Это самый большой робот с Земли, когда-либо достигавший Марса. Он весит почти 900 килограммов, а размер его сопоставим с габаритами легкового автомобиля. Предшественники «Любопытства», аппараты Opportunity и Spirit, весили по 170 килограммов, а первопроходец Марса, Sojourner – и вовсе всего 15,5 кило.

Curiosity отправился в свою экспедицию в рамках миссии Mars Science Laboratory. Подготовка и осуществление ее обошлись NASA в 2,5 миллиарда долларов.

Кочующий химик

Основная цель «Любопытства» – искать на Марсе воду, то есть основное вещество, порождающее жизнь, – а заодно и следы, которые вода могла оставить в древности на поверхности планеты. Робот ищет и любые органические соединения, наличие которых может говорить о том, что когда-то на Марсе была жизнь, и места, имеющие хотя бы малейшую пригодность для обитания жизненных форм.

Ученые шутят, что по своей природе Curiosity является химиком: на его борту установлена мощнейшая химлаборатория, дающая возможность обнаружить даже несколько молекул определенного вещества среди миллиардов других молекул. У ровера есть масс-спектрометр, лазерный спектрометр, газовый хроматограф; пробы грунта машина исследует следующим образом: сначала нагревает их, а после изучает высвобождающийся в результате нагревания газ.

В конце сентября марсоход уже сделал открытие, которое ученые назвали триумфальным: он нашел на дне кратера Гейла русло высохшего древнего ручья, тем самым фактически доказав, что много веков назад в этом месте текла вода. «Конечно, это не лучшее место для сохранения органических веществ, однако это залог того, что мы уже нашли первую потенциально обитаемую среду», – заявил тогда один из руководителей проекта Джон Гротцингер.

Советский плутоний как «маленький грязный секрет»

Разумеется, все лавры от открытий Curiosity, и будущих, и тех, что уже сделаны, достанутся американцам. Тем не менее, – отмечают обозреватели, – создателям марсохода есть за что сказать спасибо и России. Точнее – Советскому Союзу. Через несколько недель после высадки «Любопытства» на Марсе в прессу просочилась информация о том, что двигатели американского аппарата работают на плутонии-238 советского производства.

Об этом рассказал в своей статье один из научных обозревателей The Age, Джефф Брюмфиэль. Свой материал он назвал «Маленький грязный секрет Curiosity». «С задней стороны аппарата есть небольшая белая штука, которая выглядит симпатично, почти как хвостик, – пишет Брюмфиэль. – В Curiosity используется плутоний-238. Это прекрасное топливо для работы: оно очень радиоактивно, дает большое количество тепла». Этой энергии хватает и обогрев аппарата холодными марсианскими ночами, и на питание оборудования и двигателей.

В самих Соединенных Штатах, – отметил обозреватель, – такой плутоний не производится с конца 1980-х. Поэтому в конце девяностых НАСА заключило контракт на поставку этого вида топлива с Россией. Плутониевого генератора Curiosity, по ожиданиям специалистов, должно хватить на 20-35 лет, а период полураспада плутония-238 составляет 88 лет.

Также дотошный американский журналист не преминул отметить, что на первой и второй ступенях ракеты Atlas, доставившей ровер Curiosity к Марсу, стоят российские двигатели.