Как выяснилось, мастер наносил глизаль (лессировку) слоем толщиной в 1–2 микрона. Преломление лучей света в различных прозрачных и полупрозрачных слоях создает эффект объема и глубины изображения. Таков секрет изобретенной да Винчи техники сфумато, позволявшей смягчать переход между светлыми и темными участками на картине и создавать правдоподобные тени.
При этом осталось неясным, каким образом художник наносил на полотно слой краски толщиной в одну тысячную миллиметра – и это при том, что на полотне не обнаружено ни следов от мазков, ни отпечатков пальцев.Об этом сообщает Компьюлента.
Суммарная толщина всех слоев лака и краски на портретах кисти Леонардо не превышает 30–40 мкм. Измерения провели специалисты из лаборатории Центра исследований и реставрации музеев Франции под руководством Филиппа Вальтера. Они осуществили рентгенофлюоресцентный анализ семи работ Леонардо да Винчи, в том числе «Моны Лизы».
У изобретенной да Винчи техники сфумато (рассеивание) весьма интересная история. Как пишет Peoples.Ru, мастер советовал упражняться в рассеивании, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.
Знаменитая мерцающая улыбка Джоконды обязана своим эффектом именно технике сфумато. В зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что женщина на картине то нежно улыбается, то хищно скалится.
С работой «Мона Лиза» связан еще один загадочный факт. С течением времени ее улыбка изменяется: уголки губ поднимаются выше.