В ночь на субботу, за несколько часов до отстыковки космонавты заняли свои места внутри космического корабля «Союз ТМА-18» и задраили люк на станцию. После проверки герметичности корабля и готовности его систем к осуществлению автономного полета и посадки, ЦУП выдал экипажу команду на отстыковку. Спустя три минуты после команды, «Союз ТМА-18» покинул причал МКС.
В субботу весь путь космического корабля «Союз» и спускаемого аппарата буквально поминутно контролировали в Центре управления полетами. На мониторах можно было видеть всю траекторию движения капсулы.
Посадка спускаемого аппарата проходила под контролем 15 вертолетов и самолетов поисково-спасательных служб, которые уже нашли капсулу и эвакуировали космонавтов, состояние их удовлетворительное. Чтобы прибывшие из космоса люди не замерзли, ведь при выходе из капсулы система обогрева скафандров отключается, космонавтов усадили в кресла, укутали в одеяла и предложили горячий чай. Далее космонавтов доставят вертолетами в Караганду.
Теперь за состоянием прибывших космонавтов начали наблюдать медики с помощью уникальной российской дистанционной системы, которая позволяет фиксировать работу сердца, надпочечников и дыхательной системы.
«Как только космонавты выходят из спускаемого аппарата, на них сразу закрепляют специальные датчики, информация с которых через спутник передается на компьютер в медицинскую палатку, где анализируется в режиме он-лайн», - рассказал главный врач Центра подготовки космонавтов Владимир Почуев.
Позже космические путешественники будут доставлены в Звездный городок, где им предстоит более детальное обследование. Формально полетная программа для них еще не завершилась, она будет продолжаться еще примерно две недели, когда закончатся все медицинские обследования.
Космонавты, проработавшие на орбите 176 суток, должны были вернуться на землю еще в пятницу, однако по техническим причинам не удалось отстыковать «Союз» от МКС. Как сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, из-за ложного срабатывания датчика герметичности, автоматика не выдала команды на разделение корабля и станции. Возвращение экипажа отложили на сутки. В истории полетов к МКС такое произошло впервые.
При наихудших раскладах специалисты рассчитывали выяснить, отчего произошел сбой, и исправить неполадки в течение трех часов. В этом случае корабль мог бы отстыковаться после того, как МКС совершит два полных витка вокруг Земли.
Спустя пять часов поступило сообщение, что расстыковка и, соответственно, посадка могут быть отложены на пять часов – то есть не на два, а на три витка. Специалисты на Земле, а также космонавты и астронавты пытались выяснить, что именно помешало провести расстыковку, однако никаких возможных версий не озвучивалось. Приблизительно через час появились первые сообщения о том, что попытки отсоединить «Союз» от станции переносятся на сутки.
«Мы убедились, что сигнал о разгерметизации был ложным, провели поиск неисправности и обнаружили, что он носит чисто механический характер, и затем устранили силами экипажа», - сказал Перминов. Разобравшись с проблемой, космонавты «сняли неисправные детали и доставили их на землю». Взамен них следующий экипаж доставит на орбиту исправные детали. Перминов пояснил, что «со стороны космонавтов были приложены неадекватные усилия, в результате чего один болт сломался».
Причиной ложного сигнала о негерметичности могла оказаться шестеренка диаметром около 2 сантиметров, которую бортинженер МКС Федор Юрчихин обнаружил под кожухом механизма привода стыковочного узла около входного люка «Союза-ТМА-18» со стороны станции.
«Да, шестеренка — это одна из возможных причин, диаметр детали 2 см, похожа на звездочку. Юрчихин нашел ее под кожухом механизма, естественно, с внутренней стороны станции. Не исключено, что аппаратура среагировала на странный предмет в районе стыковочного узла и, перестраховавшись, дала отбой всей операции. Но не скидываем мы со счетов и неисправность какого-либо датчика, к примеру, показывающего уровень давления, а также возможные неполадки в самом модуле «МИМ-2», - сообщили в космическом ведомстве.
По словам начальника пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, вопрос о сломанной шестеренке, найденной Юрчихиным, рассмотрит специальная комиссия по механическому захвату, которая, уже приступила к работе.
Космический корабль «Союз ТМА-18» стартовал с космодрома Байконур (Казахстан) 2 апреля. Экипаж отработал на орбите почти 176 суток. Для российских космонавтов А.Скворцова и М.Корниенко это был первый космический полет. Астронавт НАСА Т.Колдвелл-Дайсон летала в космос во второй раз. Свой первый космический полет она совершила на шаттле «Индевор» в августе 2007 года.
На МКС продолжает работу экипаж из трех человек: россиянин Федор Юрчихин, американцы Даглас Уилок и Шэннон Уокер. На 8 октября намечен старт с Байконура «Союза ТМА-01М» с еще тремя членами экипажа станции.
Пребывание Корниенко, Скворцова и Колдвелл-Дайсон на МКС омрачила не только неудачная отстыковка. В августе в системе охлаждения произошел сбой, из-за которого экипаж станции был вынужден уменьшить нагрузку на энергосистему.
Проблемы при стыковке в последние четыре месяца возникали также у двух грузовых кораблей «Прогресс», на которых людей не было.
Следующий пилотируемый корабль предполагается направить на МКС 8 октября; это будет аппарат новой серии «Союз-ТМА-01М», который должен состыковаться с МКС 10 октября.