ОАК получила 45,2 млрд руб. на погашение кредитных долгов компании и 13,5 млрд руб. на выпуск целой серии новых гражданских самолётов.
А ещё есть стратегия развития авиапрома до 2015 г., согласно которой в отрасль в целом будет инвестировано 20 млрд долл. (12 млрд из бюджета РФ). «АиФ» выяснил, для чего нужны столь солидные вливания и на каких самолётах мы будем летать через несколько лет.
Сегодня и завтра отечественного авиапрома | ||||||
Марка самолёта | Число пассажи- ров* |
Даль- ность полёта* (км) |
Где делают |
Число машин (планы по выпуску) |
Пример- ная сто- имость (млн долл.) |
Примечания |
Ил-96 | 235-300 | 9000 | Воронеж | 23 самолёта выпущено (13 в эксплуатации в РФ). Пассажирский снимут с производства к 2012 г. - не выдерживает конкуренции с «Боингом». Грузовой оставят. | 60-80 | На таком самолёте летает Президент РФ. |
Ту-204 (Ту-214) | 210 | 4300 (6200) | Ульяновск (Казань) | С 1990 г. - 61 машина. До 2014 г. - 27 Ту-204 СМ. К 2015 г. планируют снять с производства. | 40 | Не было происшествий, повлекших гибель пассажиров, но критикуют за множество внештатных ситуаций. |
MC-21 | 150-210 | 5500 | Иркутск | Первый появится в 2016 г. | 38 | Среди плюсов меньший расход топлива по сравнению с аналогами. |
Ан-148 | 70-90 | 5000 | Воронеж | 1 в эксплуатации. 2 собираются. Контракты на выпуск более 100 самолётов. | 25-30 | 70% компонентов российского производства. |
Ту-334 | 102-138 | 3150- 4100 | Казань | 2 испытательных экземпляра. | 25 | Объединённая авиа- строительная корпорация признаётся, что заказов на самолёт практически нет. |
Сухой Суперджет-100 | 79-95 | 2900-4550 | Комсомольск-на-Амуре | Заказано более 100 самолётов. Покупатели - «Аэрофлот», итальянская, венгерская и др. компании. | 27-28 | Основные комплектующие - импортные. Первый коммерческий рейс намечен на начало 2010 г. |
*Зависит от модификации. По данным ОАК и открытых источников |
Комментарий
Эксперт отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
- «Сухой Суперджет-100» и Ан-148 могли бы занять свою нишу на рынке ближнемагистральных самолётов (объём продаж «Суперджета», например, прогнозировался на уровне 20% мирового рынка лайнеров такой размерности). Производители и первого, и второго самолётов заключили свыше 100 контрактов каждый на поставку машин. Но! Для того, чтобы самолёт и дальше продавался (а спрос есть!), нужно, чтобы его начали эксплуатировать на коммерческих рейсах. Только так, а не по рекламным проспектам, можно оценить его эффективность. Но первый рейс «Суперджета» на пассажирских авиалиниях, запланированный на конец 2009 г., опять переносится… Кстати, пока инвестиции в разработку и производство обоих самолётов не окупились. Для этого компаниям нужно заключить и исполнить контракты ещё как минимум на 200 машин.
Судьба ещё одного ближнемагистрального самолёта - Ту-334 - пока печальна. Заказов на него нет. Судя по всему, его выпуск ограничится двумя имеющимися машинами. Что касается дальнемагистральных самолётов, а конкретно Ил-96 (на фото), окончательно от него отечественный авиапром не отказывается. Да, сейчас ни одна российская авиакомпания не желает их приобретать: слишком дорого по сравнению, например, с подер-жанным «Боингом-767», который может быть использован на таких же расстояниях. Но если появится заказчик, которому понадобится эта машина, или выделят финансы на работы по модернизации самолёта, производство можно возобновить.
Кстати
Первыми поверили в светлое будущее российского авиапрома американцы.
В новом голливудском блокбастере, который традиционно пугает концом света, герои смогли покинуть разрушенную землетрясением и цунами Америку только на русском самолёте «Антонов».