Примерное время чтения: 9 минут
10587

«Луноход» и другие. На каких машинах человечество ездит по Луне и Марсу?

Первый самоходный автоматический аппарат для исследования поверхности Луны — «Луноход-1» — с откинутой солнечной батареей.
Первый самоходный автоматический аппарат для исследования поверхности Луны — «Луноход-1» — с откинутой солнечной батареей. РИА Новости

Создатель первых планетоходов помогал ликвидировать аварию в Чернобыле

Россия планирует построить первый отечественный «луномобиль». Проектирование и строительство машины для исследований Луны предусмотрено проектом Федеральной космической программы (ФКП) на период с 2016 по 2025 годы, которая в настоящее время проходит утверждение в правительстве России.

«Луномобиль», аналогичный транспорту, который американские астронавты использовали для перемещения по Луне во время пилотируемых миссий по программе «Аполлон», начнут разрабатывать в 2021 году. Начало наземных испытаний транспорта для Луны должно состояться в 2025 году. «Тестирование» машин планируется проводить на полигоне, где будут созданы условия, приближенные к лунному грунту.

История планетоходов, то есть машин, предназначенных для перемещения по поверхности других небесных тел, началась в 1960-х годах.

«Отцом-основателем» планетоходостроения следует считать советского инженера Александра Кемурджиана. В 1963 году он возглавил работы по созданию самоходного автоматического шасси для луноходов и марсоходов.

Многие разработки Кемурджиана и его помощников обогнали своё время и использовались не только в космосе, но и на Земле. Например, именно под руководством Александра Кемурджиана на основе его «космических» наработок был создан самоходный робот, участвовавший в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

«Луноход» идёт вперёд

17 ноября 1970 года советская межпланетная космическая станция «Луна-17» доставила на поверхность спутника Земли первый в мировой истории планетоход, получивший название «Луноход-1».

В задачу «Лунохода-1» входило изучение особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Масса «Лунохода-1» составила 756 кг, длина с открытой солнечной батареей — 4,42 м, ширина — 2,15 м, высота — 1,92 м. Диаметр колёс — 510 мм, ширина — 200 мм, колёсная база — 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм.

Управление «Луноходом-1» осуществлялось с Земли двумя сменными экипажами операторов, в состав которых входили командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор наведения остронаправленной антенны.

 

«Луноход-1» в три раза перекрыл предполагаемое время своей работы на Луне, успешно функционируя в течение более чем десяти месяцев. За время нахождения на поверхности Луны в районе Моря Дождей «Луноход-1» проехал 10 540 м, обследовав площадь в 80 000 квадратных метров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения «Лунохода-1» составила 2 км в час.

Второй советский планетоход — «Луноход-2» — не имел кардинальных конструктивных отличий от своего «старшего брата», хотя масса аппарата была увеличена до 836 килограммов.

«Луноход-2» был доставлен на Луну межпланетной станцией «Луна-21» 15 января 1973 года. Аппарат начал свою работу в Море Ясности, в 170 километрах от места прилунения «Аполлона-17». Управление «Луноходом-2» также осуществлялось экипажами с Земли. На сей раз операторы учли опыт первой миссии и смогли обеспечить прохождение большей дистанции. Правда, сроки работы «Лунохода-2» оказались существенно короче — всего четыре месяца.

За четыре месяца работы прошёл 42 километра, передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки.

К сожалению, остальные советские проекты планетоходов — «Луноход-3», «луномобиль» для передвижения советских космонавтов по Луне, марсоход «ПрОП-М» — не были до конца реализованы. Советский «луномобиль» почил в бозе после отмены советской программы пилотируемых полётов на Луну, «Луноход-3», уже готовый к выполнению программы, был отправлен в музей в связи с прекращением полётов советских межпланетных станций на Луну. Наиболее незавидная участь выпала на долю советских марсоходов «ПрОП-М» — первый разбился при неудачной посадке станции «Марс-2», а второй совершил мягкую посадку вместе со станцией «Марс-3», однако так и не начал работу из-за потери станцией связи с Землёй спустя 14,5 секунды.

 Луноход-3, так и не полетевший в космос
«Луноход-3», так и не полетевший в космос. Фото: Commons.wikimedia.org / Dzis-voynarovskiy

«Лунный ровер» разгонялся до 18 километров в час

В отличие от СССР, США начали разработку планетоходов не с автоматических моделей, а с машин, управляемых человеком.

Американские «луномобили» — «лунные роверы» — были построены корпорацией «Боинг» для миссий «Аполлона-15», «Аполлона-16» и «Аполлона-17».

«Лунный ровер» представлял собой 4-колёсный двухместный электромобиль-вездеход с неперезаряжаемыми батареями.

«Луномобиль» обладал массой в 210 кг и грузоподъёмностью в условиях лунной силы тяжести в 490 кг. Рама длиной в 3 м с колёсной базой в 2,3 м была сварена из алюминиевых труб. Рама состояла из трёх частей, скреплённых шарнирами, благодаря чему она складывалась и во время полёта к Луне была закреплена снаружи лунного модуля в сложенном виде. Машина опускалась на грунт двумя астронавтами с помощью блочно-тросовой системы. Максимальная высота автомобиля составляла 1,1 м. Клиренс с полной загрузкой — 35 см. Радиус разворота — около трёх метров.

Несмотря на наличие в «луномобиле» системы связи, теле-, кино- и фотокамер, «луномобиль», в отличие от луноходов, не был научной лабораторией, а предназначался для расширения возможностей по перемещению астронавтов на Луне.

 

«Луномобили» использовались американскими астронавтами в 1971–1972 годах. Первыми прокатиться по Луне «с ветерком» довелось экипажу «Аполлона-15» — Дэвиду Скотту и Джеймсу Ирвину. Их путешествие на «луномобиле» продолжалось чуть более 3 часов, за которые он проехал 27,76 км, максимально удалившись от космического корабля на 5 километров. Экипаж «Аполлона-16» проехал по Луне чуть меньше — 26,55 км, зато астронавты «Аполлона-17» покатались от души — 35,89 км с наибольшим удалением от космического корабля на 7,6 км.

Зато экипаж «Аполлона-16» оставил за собой лунный рекорд скорости, разогнавшись аж до 18 километров в час при средней скорости в 8–10 километров в час.

От «Соджонера» до «Кьюриосити»

Что касается Марса, то по понятным причинам людям прокатиться там пока не удалось. Зато марсоходы уже вовсю осваивают «автобаны» Красной планеты.

Первопроходцем стал аппарат «Соджонер», доставленный на поверхность Марса спускаемым аппаратом станции «Марс Пасфайндер».

Вес «Соджонера» составлял чуть более 10 килограммов, длина его равнялась 70 см, ширина — 50 см, а высота — 30 см. При расчётном сроке работы в 7 марсианских суток «малыш» отработал 83 и мог бы работать и дальше, однако из строя вышел спускаемый аппарат, через который поддерживалась связь. За время своей работы «Соджонер» прошёл около 100 метров.

В 2004 году на Марс были доставлены сразу два американских марсохода-близнеца — «Спирит» и «Оппортьюнити». Аппараты весом около 185 килограммов, длиной в 1,6 метра, шириной в 2,3 метра и высотой в 1,5 метра работали на Марсе исключительно успешно. «Спирит» работал с 4 января 2004 года по 22 марта 2010 года. Роковым для марсохода стало застревание в песчаной дюне в конце 2009 года, из которой «Спирит» уже не смог выбраться. За время своей работы на Марсе «Спирит» передал огромный объём информации, провёл экспериментальное бурение и проехал около 7,73 км.

 

Что касается его близнеца «Оппортьюнити», то он, прибыв на Марс на три недели позже, функционирует и по сей день. К концу февраля 2014 года марсоход прошёл по поверхности Марса 38,740 км.

6 августа 2012 года на Марс высадился новый американский марсоход «Кьюриосити». Машина весом почти 900 кг имеет длину в 3,1 м, ширину 2,7 м и высоту 2,1 метра. Самый оснащённый и передовой из всех планетоходов, когда-либо создававшихся человеком, «Кьюриостити» может преодолевать препятствия высотой до 75 сантиметров.

Основная миссия марсохода рассчитана на два года, за которые «Кьюриосити» в обязательном порядке должен пройти 19 километров. Однако запасов энергии, по мнению специалистов, должно хватить ещё на 12 лет, за которые он может побить абсолютно все рекорды предшественников. Если, конечно, не застрянет в дюнах или его не возьмут «напрокат» марсиане.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах