Примерное время чтения: 13 минут
29136

«Проще попасть в космос». Как живут и что исследуют российские полярники

Многие ошибочно полагают, что исследователи в Антарктиде оторваны от цивилизации и общаются разве что с пингвинами. На самом же деле свободное от работы время полярники проводят так же, как дома: смотрят телевизор, занимаются на тренажёрах, моются в бане, обмениваются письмами по электронной почте и даже ходят в храм. О том, как живётся в Антарктиде, рассказал начальник Российской антарктической экспедиции, заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Валерий Лукин.

На исследования денег нет

В настоящее время наше правительство выделяет на исследование Антарктики 1 млрд руб., или $30 млн в год. Кому-то такая цифра может показаться огромной, но на самом деле это не так. Для сравнения: бюджет американской программы исследования Антарктики составляет $265 млн в год, японской — $160 млн, а немецкой — $120 млн. Пока что мы на шестом месте, после Великобритании и Китая. «Деньги, выделяемые правительством, идут на зарплату сотрудникам, покупку климатической одежды, котловое питание, страхование, медикаменты, — рассказывает Валерий Лукин. — Для станций нужно топливо, расходные материалы: масла, электроды, запчасти. Деньги нужны и для круглогодичной эксплуатации научно-исследовательских судов, на топливо для авиации, на оперативные услуги связи, а также на дорогостоящие авиабилеты».

Так выглядит граница станции Восток
Так выглядит граница станции «Восток». Фото: ААНИИ

Кроме вышеуказанной суммы, правительство выделяет деньги на капитальное строительство и закупку нового оборудования. В 2012 году на эти средства было построено новое судно и станция «Прогресс». А вот в 2013 году полярники не получили ни рубля на инвестиционные проекты: значит, в этом сезоне не получится приобрести новое медицинское оборудование, научные приборы, средства связи и транспорт. В этом году из бюджета не стали выделять средства на изучение ледникового озера Восток, хотя именно от этих исследований зависит мировой престиж России и степень нашего влияния в Антарктике.

С помощью этого оборудования полярники проводят исследования
С помощью этого оборудования полярники проводят исследования. Фото: ААНИИ

Кто жил на Земле миллионы лет назад?

Достижения в исследованиях Антарктики имеют для любой страны мировую значимость. Иметь влияние в Антарктиде — значит, укрепить свой экономический потенциал и международный авторитет, а также обеспечить национальную безопасность страны. Именно в этих направлениях работали советские полярники, а теперь продолжают работать российские. Наши полярники делают всё, чтобы вернуть лидерство. Два года назад исследователи смогли проникнуть в ледниковое озеро Восток. Другие страны остались позади. Наши полярники пробурили скважину глубиной 3724 метра. Сейчас до границы льда с водой остаётся всего 45 м. Учёные смогут взять пробу воды и выяснить, какой была Антарктида во время появления этого озера. Возможно, в водной толще исследователи найдут живые организмы, которые когда-то обитали на нашей планете.

Работа на буровой
Работа на буровой. Фото: ААНИИ

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской оценил работу на озере Восток как одну из самых приоритетных задач в Антарктике. «В этом сезоне учёные планируют получить для исследований новые 50–60 метров керна. В этом сезоне, возможно, будут готовы первые результаты исследования первых образцов льда из озера Восток, доставленных в мае 2013 года на борту НЭС «Академик Фёдоров», — заявил Донской. — Таким образом, благодаря работе российских учёных человечество сможет ещё больше узнать не только об этом уникальном природном объекте, но и о глобальных процессах, происходящих на планете».

Образцы льда находятся в кернохранилище
Образцы льда находятся в кернохранилище. Фото: ААНИИ

На данный момент существует две гипотезы возникновения озера Восток. Возможно, оно образовалось за счёт таяния льда на поверхности ледника. Есть и другая версия, согласно которой озеро существовало ещё до эпохи оледенения Антарктиды, которая началась ещё 30–40 млн лет назад! О том, какая из гипотез правильная, можно будет судить только после исследования воды из озера. Работы на озере Восток укрепили международный престиж России. «В этом направлении мы — впереди планеты всей! — говорит Владимир Лукин. — Эти исследования имеют мировое значение. Мы сможем изучить влияние энергии солнечного ветра на процессы, которые происходят в верхних слоях атмосферы, а следовательно, улучшить работу средств связи».

Все работы проводятся на компьютерах
Все работы проводятся на компьютерах. Фото: ААНИИ

Стать полярником может каждый

В Антарктиде, где человеческая жизнедеятельность сведена практически к нулю, полярники могут отслеживать изменения климата в чистом виде.

Российские станции находятся по всему периметру Антарктиды. Наша система наблюдения — одна из лучших. У нас пять зимовочных станций и пять сезонно-полевых баз. На зимовочных станциях — «Мирный», «Восток», «Прогресс», «Новолазаревская» и «Беллинсгаузен» — 110 полярников живут целый год. По истечении этого срока их сменяет другая группа исследователей. Иногда некоторые остаются на вторую зимовку. В сезонно-полевых базах проживают 120 человек. Их экспедиция в два раза короче и длится полгода.

Так выглядит полярное сияние у станции Новолазаревская
Так выглядит полярное сияние у станции «Новолазаревская». Фото: ААНИИ

На одной станции живут от 20 до 40 человек. Среди них — начальник станции, два врача, повар, механики-дизелисты, водители, строители, электрики, оператор связи, метеорологи, биологи, гидрологи и системный администратор. Поехать в Антарктику имеет шанс любой человек, который обладает одной из вышеперечисленных профессий. Нужно лишь подать заявку. Среди желающих проходит очень жёсткий отбор. Главный параметр — прекрасное здоровье. Кроме того, у кандидата должен быть загранпаспорт. Затем отдел кадров отбирает самых опытных специалистов, но иногда берут и молодых.

Полярники в доме радио на станции Беллинсгаузен
Полярники в доме радио на станции «Беллинсгаузен». Фото: ААНИИ

В космос попасть легче

Женщин в экспедиции практически не бывает. Исследователей среди женщин мало, а в качестве повара представительниц слабого пола лучше не брать. «У нас было несколько примеров, когда в экспедицию ездили семейные пары, — вспоминает Валерий Лукин. — Женщины ездили в качестве поваров. Ничего хорошего из этого не вышло. Вкусно готовить дома и каждый день готовить еду на сорок человек — это разные вещи. Повар на станции должен пойти на склад и принести оттуда мешок сахарного песка, который весит 90 кг, или полтуши коровы, которую нужно ещё и разрубить на куски. Женщина не справляется и просит мужа, который, вместо того чтобы заниматься исследованиями, превращается в кухонного помощника. Остальные сотрудники начинают на него сердиться: им приходится выполнять его работу, пока он помогает жене».

Повар готовит еду в камбузе
Повар готовит еду в камбузе. Фото: ААНИИ

Перед отправлением в экспедицию необходимо запастись провизией на весь год. Вместе с полярниками в Антарктиду едут несколько десятков тонн еды. Количество продуктов тщательно рассчитывают, ведь если они закончатся в середине экспедиции, исследователям будет неоткуда ждать помощи: в период полярной зимы, при температуре -55 °С, ни один самолёт в мире не сможет совершить посадку на станции «Восток». При таком морозе замерзает гидравлика, и шасси выпустить нельзя. «Легче отправить спасательную экспедицию в космос, — говорит Лукин, — если что-то случится, нам надо выкручиваться самим».

Полярники разгружают судно с продуктами на год
Полярники разгружают судно с продуктами на год. Фото: ААНИИ

В ноябре полярники из Москвы и Петербурга летят в Чили, Новую Зеландию или Кейптаун. Из Антарктиды приходят наши суда, которые привозят прежних участников экспедиции и забирают новых. В Антарктиде полярники на самолётах добираются до своих станций. Здесь они живут в домах из алюминиевых панелей. У каждого человека своя комната. На каждой станции есть баня. Большинство станций было построено в 70–80-е годы прошлого столетия, лишь «Прогресс» в 2012 году была переоборудована из сезонно-полевой базы в зимовочную станцию. За последние двадцать лет станции сильно изменились. Их отремонтировали, заменили мебель. Здесь появились телевизоры, спутниковая связь, доступ в интернет. Всё компьютеризировано.

Станция Прогресс была построена совсем недавно
Станция «Прогресс» была построена совсем недавно. Фото: ААНИИ

В Антарктиде, как дома

Сотрудники разных станций общаются между собой через радиосвязь, а с помощью спутниковой связи можно звонить домой хоть каждый день. Для петербургских абонентов звонок бесплатный, за звонки в другие города платят сами полярники.

Выходных и праздников у полярников нет. На станции каждый день — рабочий. Исследователи изучают климат, атмосферу Антарктиды, берут пробы — керны льда, который находится на глубине 3–4 тыс. м. Образцы льда относят в кернохранилище, где лёд находится в специальных ячейках.

У полярников каждый день рабочий
У полярников каждый день — рабочий. Фото: ААНИИ

Празднуют, пожалуй, только Новый год. Строгого распорядка дня нет. Сотрудники станции подстраиваются под график приёма пищи. Питаются исследователи хорошо, три раза в день. Повар готовит еду в одном общем котле. Стоимость продуктов, используемых при готовке обеда полярникам одной станции — 5800 руб. Когда на улице очень холодно, исследователи не работают на открытом воздухе. Погода в Антарктиде разнообразная: её площадь сопоставима с площадью России. Для разных станций предусмотрена своя климатическая одежда. В свободное время полярники, как и у себя дома, по-разному проводят досуг. Кто-то читает, кто-то смотрит телевизор, кто-то отправляет e-mail своей семье. Станция «Прогресс» в этом плане оборудована идеально: здесь есть бильярд и современный тренажёрный зал. На станции «Беллинсгаузен» есть даже единственный в Антарктике православный храм, куда полярники могут приходить в любое время.

Кроме полярников, Антарктиду населяют только животные
Кроме полярников, Антарктиду населяют только животные. Фото: ААНИИ

После окончании экспедиции полярникам предоставляется отпуск в размере 28 дней и дополнительно по шесть дней за каждый проведённый в Антарктиде месяц. Сам Валерий Лукин был в Антарктиде 18 раз. «Мы ещё не достигли нового уровня в исследованиях Антарктиды, — говорит Лукин, — но мы на подходе к нему».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах