Октябрь 1964 года в СССР оказался богатым на события. Страна проводила на пенсию бывшего лидера Никиту Хрущева и приветствовала новый триумф в космосе — первый полет корабля с экипажем из трех человек.
Три вместо одного
Суточный полет «Восхода-1» с Владимиром Комаровым, Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым впечатлил конкурентов-американцев — те никак не ожидали столь скорого появления в СССР нового корабля на смену одноместному «Востоку».
В действительности же «Восход» родился благодаря гению советских инженеров.
Конструктор Борис Черток, один из пионеров советской космонавтики, в своих мемуарах так вспоминал о начале работы над многоместным кораблем: «Королев подошел к спускаемому аппарату Терешковой и через открытый люк стал молча внимательно разглядывать внутреннюю компоновку. Потом быстро повернулся ко мне и Феоктистову и сказал:
— Вот вам задание. Вместо одного здесь надо разместить троих».
Когда «Восход-1» завершил свой полет успешно, Королев произнес: «Никогда бы никому не поверил, что из "Востока" можно сделать "Восход" и трем космонавтам слетать на нем в космос».
Женский экипаж и миссия Сенкевича
В марте 1965 года двухместный «Восход-2» позволил СССР добыть приоритет первого выхода в открытый космос — его осуществил Алексей Леонов, летавший вместе с Павлом Беляевым.
Но останавливаться на этом Королев не собирался — он считал, что создание «лунного корабля» никак не мешает продолжать программу «Восходов». Ее распланировали еще на пять полетов. К примеру, на «Восходе-5» в космос мог отправиться будущий ведущий «Клуба кинопутешественников» Юрий Сенкевич. Он должен был провести первую в невесомости операции на подопытном животном. «Восход-4» планировался как первый в истории «женский экипаж» — на орбиту должны были отправиться Валентина Пономарева и Ирина Соловьева.
Ближе всех к реализации был проект полета «Восхода-3» — к нему практически все уже было готово.
Длительный полет уткнулся в проблемы
Изначально предполагалось, что это будет полет длительностью 10-15 суток с обширной программой научных экспериментов. В первый экипаж включили Бориса Волынова и Георгия Катыса — научного сотрудника Института автоматики и телемеханики АН СССР. Во второй экипаж вошли Георгий Береговой и Лев Демин, в резервный — Владимир Шаталов и Юрий Артюхин.
Старт планировался на осень 1965 года, однако выяснилось, что своевременно подготовить научную аппаратуру не получается. А американцы тем временем успешно осуществляли один старт за другим.
Шеф советских космонавтов Николай Каманин писал в дневнике в сентябре 1965 года: «Прочитал доклад американского президента Конгрессу о деятельности США в области авиации и космонавтики в 1964 году. Он хвалится успехами Америки, и для этого у него есть все основания, а 1965 год для американцев будет еще более успешным. За 12 лет (1954–1965) США затратили на космос 34 млрд долларов, в том числе только за последние 4 года — 26,4 млрд. Мы на космос тратим значительно меньше, но кроме трудностей с деньгами, у нас много и организационных ошибок. У нас нет правительственного органа, который занимался бы только космосом: нет такого органа ни в Академии наук, ни в Министерстве обороны... Сегодня по линии разведки получили подробные материалы о результатах полета “Джемини-5”. Экипаж имел оборудование (кино-, фотоаппаратура, локаторы, визиры и т. д.) для проведения военных исследований и выполнил большинство поставленных перед ним задач. Американцы открыто используют спутники и космические корабли в военных целях, а наши руководители, в частности Микоян, поздравляют их с успехами. Я утверждаю, что у нас были и есть все возможности не уступать первенство США, но мы уже уступаем его по вине Министерства обороны и, в первую очередь, по вине маршала Малиновского».
Смерть гения
Советский прорыв в космосе во многом держался на гении Сергея Королёва, но в 1965 году у него проявились серьезные проблемы со здоровьем.
В ноябре того же года планы резко поменяли — программу «Восхода-3» поменяли на военную, ввиду чего из экипажа вывели Катыса, заменив его на Виктора Горбатко. Планировалось, что космонавты совершат 18-суточный полет, который станет новым мировым рекордом.
Однако в январе 1966 года умер Сергей Королев. Потрясеннный Каманин писал в дневнике: «Операцию Королеву делал министр здравоохранения Петровский. Королев пришел в больницу на своих ногах, врачи заверили его, что операция продлится несколько минут, а фактически она продолжалась более 5 часов. Ослабленное сердце Сергея Павловича не выдержало такой нагрузки, и наступила смерть».
Подготовка полета «Восхода-3» продолжалась, но у Волынова снова сменился напарник — вместо Горбатко назначили Георгия Шонина. В феврале 1966 года должен был состояться длительный полет беспилотного корабля с собаками на борту, а в конце марта планировали запустить «Восход-3».
«Космос-110» с собаками Ветерком и Угольком отлетал успешно, но из-за проблем с системой подачи воздуха пуск космонавтов снова перенесли.
Поговорили и забыли
Сменивший Королева на посту Главного конструктора Василий Мишин внезапно стал ратовать за сокращение, а затем и вовсе за закрытие программы «Восход». Он уверял, что силы нужно сосредоточить на подготовке полета на Луну.
Космонавты недоумевали — в цехах уже находились практически готовые «Восходы», и было бы странно их не использовать.
В мае 1966 года пошли разговоры об очередном переносе полета «Восхода-3» уже на уровне правительства, причем с мотивировкой: «Он не даст ничего нового». В итоге, не приняв окончательного решения, запуск отложили на июль.
9 июля Николай Каманин с горечью записал в дневнике: «В начале 1966 года были надежды, что он будет годом новых больших побед СССР в космосе. На этот год было намечено четыре полета кораблей “Восход” и четыре — 7К-ОК. Сейчас уже ясно, что ни один “Восход” не полетит, а из четырех кораблей 7К-ОК, в лучшем случае, полетят только два. Вместо триумфа 1966 год принесет нам лишь дальнейшее отставание в космосе от США».
Интересно, что Волынов и другие космонавты до осени 1966 года продолжали тренировки по программе «Восход», хотя уже стало ясно, что никакого полета не будет. Так и не полетевший «Восход-3» определили в музей.
Несбывшиеся надежды
Первым пилотируемым стартом после «Восхода-2» стал запуск «Союза-1» в апреле 1967 года, и он обернулся гибелью космонавта Владимира Комарова.
Борис Волынов полетел на орбиту на «Союзе-5», Георгий Шонин — на «Союзе-6», а Виктор Горбатко — на «Союзе-7». Георгий Катыс так и не побывал в космосе, как не состоялся и полет первого в мире женского экипажа.
А главное, отказ от «Восходов» никак не помог СССР в «лунной гонке» — она тоже была проиграна.
Период руководства Василия Мишина вообще получился крайне неудачным — провал «лунной программы», две катастрофы с гибелью космонавтов и тотальное отставание от американцев. В 1974 году советское руководство заменило его на Валентина Глушко, при котором началась новая эра в освоении космоса.
А несостоявшиеся полеты «Восходов» остались лишь на страницах космической истории...