2638

Упасть и не разбиться. Как пережить воздушную катастрофу без единой жертвы?

Самолет Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в кукурузном поле в районе деревни Рыбаки в Раменском районе Московской области, 2019 г.
Самолет Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» в кукурузном поле в районе деревни Рыбаки в Раменском районе Московской области, 2019 г. / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

40 лет назад над головами ничего не подозревавших жителей Казани с рёвом пронёсся теряющий высоту вертолёт и рухнул на оживлённом перекрёстке улиц Восстания и Декабристов. Вертолёт врезался в асфальт, порвав корпусом и лопастями провода электросетей и телефонной станции. Двигаясь по инерции, машина опрокинулась на левый борт и зацепила пропеллером стоявший на светофоре трамвай. По невероятной случайности жертв не было: остался жив даже пилот, а следовавший в депо трамвай оказался, по счастью, пустым. Не обошлось без зевак, однако милиция быстро оцепила место крушения, чтобы не допустить к нему посторонних. Тем более что потерпевший аварию вертолёт Ка-27 являлся на тот момент новейшим образцом военной техники.

В тот день вместе с этой машиной с заводского аэродрома в Кумертау к месту постоянной дислокации в Североморске вылетели ещё два вертолёта Ка-27. Заправлен как положено был лишь головной вертолёт группы, который и приземлился на намеченной перевалочной площадке, где, впрочем, тут же заглох. Другой ведомый вертолёт, испытывая резкую нехватку топлива, сел на стадионе в двух кварталах от места падения первого ведомого. Сведений о том, что виновные понесли уголовное наказание, нет. Правда, в 830-м противолодочном вертолётном полку долго ходила шутка, что полк следует переименовать в «отдельный казанский противотрамвайный».

С небес на землю

Авиакатастрофы, увы, случаются повсеместно, но бывают и счастливые исключения, когда в результате аварии воздушного судна не погибло ни одного человека.

24 февраля 1962 года у самолёта Ил-18В румынской авиакомпании Tarom, летевшего из Бухареста в Тель-Авив с промежуточной посадкой в Никосии (Кипр), отказали все двигатели. Самолёт был вынужден совершить аварийную посадку без выпущенных шасси на площадку бывшей базы военно-воздушных сил Великобритании близ города Пафоса. Никто из находившихся на борту ста человек не пострадал.

12 апреля 1979 года также отказали двигатели у Ту-154Б «Аэрофлота», следовавшего рейсом из Ташкента в Красноярск. Самолёт сумел спланировать и приземлиться ночью в аэропорту Чимкента на полосу с выключенным освещением. Один из двигателей удалось запустить перед самым приземлением. Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, но никто из 164 пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Переход на метрическую систему стал причиной аварийной посадки канадского Boeing 767 23 июля 1983 года. Самолёт был недозаправлен, поскольку количество горючего рассчитывали по старинке в фунтах. В результате в полёте закончилось топливо и двигатели остановились, но пилоты смогли довести планирующее судно до заброшенной авиабазы, находившейся более чем в ста километрах от места выключения двигателей. Все 69 человек (пассажиры и экипаж) выжили, несколько человек получили лёгкие травмы во время эвакуации по надувному трапу.

19 февраля 1985 года Boeing-747 авиакомпании China Airlines вылетел из Тайбэя в Лос-Анджелес. При подлёте к пункту назначения неожиданно выключился один двигатель и отказал автопилот. Самолёт начал пикировать и потерял 9 тысяч метров высоты. Тем не менее командиру корабля удалось справиться с ситуацией и совершить экстренную посадку в аэропорту Сан-Франциско. Все находившиеся на борту 274 человека выжили, 24 получили травмы.

7 сентября 2010 года в Ту-154М авиакомпании «Алроса», летевшем из якутского города Полярного в Москву, во время полёта пропало электропитание, из-за чего отключились все бортовые навигационные системы и электропривод топливного насоса. Экипаж начал искать место для аварийной посадки и в конце концов нашёл. Это оказался заброшенный аэродром Ижма (Республика Коми), благо начальник бывшего аэропорта по собственной инициативе поддерживал взлётно-посадочную полосу в удовлетворительном состоянии. Экипажу удалось посадить судно с третьей посадки, а самолёт выкатился за пределы полосы более чем на 160 метров. Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не пострадал.

Счастливые приводнения

Известен 21 случай вынужденной посадки авиалайнеров на воду, в 10 из которых при посадке никто не погиб. Вот некоторые из них.

16 октября 1956 года у самолёта Boeing-377 авиакомпании Pan American, выполнявшего рейс из Гонолулу в Сан-Франциско с 31 человеком на борту, отказали 2 двигателя из 4. Не имея возможности достичь побережья, экипаж стал кружить вокруг метеорологического судна и пограничного корабля береговой охраны США. Затем лайнер приводнился на поверхность океана, после чего все люди были спасены.

21 августа 1963 года авиалайнер Ту-124 выполнял плановый рейс по маршруту Таллин — Москва. Вскоре после взлёта оказалось, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном состоянии. Из-за тумана посадка в аэропорту Таллина была невозможной, было принято решение посадить самолёт на ближайшем ленинградском аэродроме. В диспетчерской дали добро на сквозной пролёт над городом. Пока самолёт вырабатывал топливо, оба его двигателя остановились, и он начал падать с полукилометровой высоты над центром Ленинграда. Экипаж принял единственно возможное решение: сесть на воду. Самолёт пролетел в нескольких десятках метров над Литейным мостом и всего лишь в нескольких метрах над мостом Александра Невского, который тогда только строился. Посадка на Неву была совершена напротив Александро-Невской лавры. К берегу самолёт оттащил проходивший мимо паровой буксир. 7 членов экипажа и 45 пассажиров, среди которых находился митрополит Таллинский, будущий патриарх Алексий II, были спасены.

17 июля 1972 года самолёт Ту-134 проводил испытательный полёт. Во время полёта из-за разрядки аккумуляторов произошла остановка топливных насосов и прекратилась подача топлива в двигатели. В результате оба двигателя остановились, а экипаж совершил вынужденную посадку на Икшинское водохранилище. В результате приводнения самолёт не разрушился и никто из 5 членов экипажа не пострадал.

15 января 2009 года авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways со 150 пассажирами и 5 членами экипажа на борту совершал полёт по маршруту Нью-Йорк — Сиэтл. Спустя полторы минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей птиц, из-за чего произошла остановка обоих двигателей. Самолёт успел набрать около тысячи метров высоты, поэтому пилотам удалось развернуть лайнер над рекой Гудзон и приводнить его напротив 48-й улицы Манхэттена. Самолёт остался на плаву, а пассажиры через аварийные выходы вышли на плоскости крыльев. Все они были спасены, лишь некоторые получили незначительные травмы.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах