Почему Минобороны хочет сбивать захваченные гражданские самолеты?
Минобороны разработало проект постановления правительства «О порядке применения оружия и боевой техники при охране госграницы РФ в воздушном пространстве РФ», который позволит сбивать гражданские самолёты, угнанные террористами, даже если там есть пассажиры на борту. Документ опубликован на портале нормативных правовых актов.
В каком случае будут сбивать самолёт?
Огонь по воздушному судну будет открыт, если возникнет угроза, что террористы осуществят его преднамеренное крушение и оно приведёт к экологической катастрофе, массовой гибели людей или уничтожению стратегических объектов. Дежурные силы ПВО будут приведены в повышенную готовность после того, как потенциальный нарушитель приблизится к государственной границе страны на расстояние 50 км (для Восточного военного округа — на 100 км, для приграничной приморской полосы — 150 км). Если судно откажется выполнять команды российских военных покинуть пределы воздушного пространства РФ или совершить экстренную посадку, военные объявят перехват. Экипаж самолёта предупредят о готовности открыть огонь на поражение, перед атакой будет осуществлён предупредительный огонь. Если нарушители не отреагируют на это, судно собьют.
С какой целью был разработан документ и действительно ли он необходим?
По данным «Известий», новый документ призван убрать противоречия, которые возникли в законодательстве. Закон «О противодействии терроризму» позволяет сбивать гражданские самолеты, в том числе с пассажирами на борту, в то же время постановление правительства РФ «О порядке применения оружия... в воздушном пространстве» от 1994 года запрещает это.
Подобная практика применяется сегодня в мире, в, частности, в США. Там подобный документ приняли вскоре после 11 сентября 2001 года. В 2003 году New York Times писала, что «военные тренируются сбивать гражданские суда по несколько раз в неделю».
О том, есть ли смысл в подобной практике, АиФ.ru рассказал военный эксперт, политолог Иван Коновалов. «Понятно, что борьба с терроризмом остаётся главным приоритетом для силовых структур государств, которые ответственно относятся к своей военной политике, и для России в том числе, — говорит Коновалов. — В СССР в случае захвата самолёта, когда там были люди, действовал спецназ. Известный случай произошёл с ансамблем „Семь Симеонов“, участники которого в 1988 году захватили пассажирский самолёт. Спецназ ворвался внутрь, была серьёзная перестрелка, было немало жертв. Но самолёт в воздухе никто не сбивал. Сейчас ситуация несколько другая. Пример — атака 2001 года на Нью-Йорк. Самолёты были захвачены террористами, но их не тронули, потому что там были гражданские люди. NORAD, объединённая система ПВО США и Канады, впоследствии проводила учения с самолётами, захваченными террористами. Но конкретные действия против самолётов не раскрывались».
Вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов считает, что единого сценария нейтрализации террористов при захвате пассажирского самолёта быть не может. «Надо всё-таки в каждом случае действовать индивидуально с учётом всех фактов, при которых происходил захват самолета. В истории есть больше случаев, когда террористы захватывали самолёт, чтобы потом не атаковать какие-то гражданские объекты, как это было 11 сентября 2001 года в США, а для того, чтобы потом требовать выкуп. Я не вижу смысла сбивать самолет с пассажирами, гораздо с меньшими потерями можно провести его штурм на земле и выполнить поставленную задачу — по максимуму освободить заложников и нейтрализовать террористов. Сбивать самолёт в воздухе нужно только в исключительных случаях, когда приходится выбирать между гибелью десятков человек или гибелью тысяч человек. И, наверное, нужно выбирать меньшее», — говорит Филатов.