Огневому воздействию могут подвергнуться линии электропередач, трансформаторные подстанции и прочее вспомогательное оборудование, без которого Запорожская АЭС не может выжить.
В чем опасность отключения Запорожской АЭС от энергосистемы Украины, рассказал aif.ru руководитель «Атоминфо-Центра», главный редактор портала Atominfo Александр Уваров.
«С марта, когда ЗАЭС перешла под контроль Российской армии, Украина утверждала, что русские хотят переключить станцию на российские электрические сети. Пока что станция продолжает работать в украинской сети. Это ничего, обычный спор хозяйствующих субъектов.
Другой вопрос: что будет, если отрубить Запорожскую станцию от сети вообще. Это гораздо опаснее, но вполне осуществимо. Огневому воздействию могут подвергнуться линии электропередач, трансформаторные подстанции и прочее вспомогательное оборудование, без которого станция, тем не менее, не может выжить.
Сейчас работает полтора блока из шести. В случае отключения станцию придется останавливать — некуда будет девать продукцию, то есть генерацию электроэнергии. АЭС, в отличие от чайника, всегда нуждается в некотором количестве сторонней энергии для своих нужд. Например, ее потребляют системы расхолаживания активных зон реакторов. Если этого притока электричества извне нет, приходится переходить на электроснабжение от дизель-генераторов. Авария на Фукусиме, например, произошла из-за того, что дизель-генераторы затопило, охлаждение активной зоны прекратилось, и последний рубеж обороны был сдан.
На ЗАЭС до такого пока не дошло. На днях персонал запускал один из дизелей после очередного «удачного» попадания. Однако понятно, что дизель-генератор — это временное решение проблем. Во-первых, для него постоянно требуется топливо, а в условиях боевых действий оно не всегда доступно. Во-вторых, еще до начала спецоперации на Украине случались скандалы как раз с поставкой запчастей для дизель-генераторов. Дизели, понятно, были советского производства, причем сделаны были на территории современной России. После 2014 г. у Украины началось их собственное «импортозамещение», и наши запчасти они покупать перестали. Результат известен — на генераторы стали ставить контрафактные детали, а сколько они с ними проработают, никто не проверял.
Если не повезет и одновременно выйдет из строя несколько дизель-генераторов, возможно расплавление активной зоны. В этом случае будем иметь то же самое, что случилось в 1979 году на американской АЭС Три-Майл-Айленд — серьезное загрязнение радиацией аварийного энергоблока.