Лидером рейтинга Forbes является радикальное движение «Исламское государство», его доходы существенно отличаются от расположившихся по соседству ХАМАС и «Революционных вооружённых сил Колумбии». Как боевики ИГИЛ смогли получить 2 миллиарда долларов, АиФ.ru рассказал старший преподаватель кафедры общей политологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Леонид Исаев.
Первое место
Возглавляет рейтинг небезызвестное «Исламское государство», основанное в 2006 году в Ираке путём слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением «Аль-Каиды». Доход ИГИЛ — 2 млрд долларов.
Леонид Исаев: Что касается «Исламского государства», то оно хоть и террористическое, но всё же государство со своей территорией, органами управления, населением, лидерами и законами. У этого государства есть свой бюджет. Безусловно, кроме тех денег, которые они получают от транзита нефти, идущей через их территорию, или от действий, подобных разграблению банка в Мосуле, мы можем говорить о достаточно большом притоке капитала от людей, которые жертвуют им деньги. Среди всего арабо-мусульманского мира можно найти огромное количество желающих поддержать этот проект, от стран Персидского залива до Индонезии и Малайзии. По понятным причинам они делают это завуалированно, посредством огромного количества банковских переводов, до тех пор, пока невозможно будет найти концы. Жертвуют колоссальное количество средств, потому что для них это интересный проект, который может вылиться во что-то более осязаемое, чем та же самая «Аль-Каида», которая в последнее время может похвастаться только небольшими террористическими вылазками.
Второе место
Вторую строчку занимает палестинское исламистское движение ХАМАС. Оно появилось в декабре 1987 года на базе отделений египетской организации «Братья-мусульмане» и Палестинского исламского джихада в секторе Газа. Годовой доход в два раза меньше, чем у «Исламского государства».
Леонид Исаев: После того, как ХАМАС фактически изменил свою позицию в отношении Сирии и перенёс штаб-квартиру из Дамаска в Доху, по-моему, здесь очевидно, что всё пошло согласно выражению «кто платит, тот танцует девушку»: здесь поступают деньги из стран Персидского залива, и прежде всего Катара.
Третье место
На третьей позиции расположились «Революционные вооружённые силы Колумбии» с годовым доходом в 600 млн долларов. В 2001 году Госдепартамент США причислил их к террористическим организациям, следом это сделал ЕС. Куба и Венесуэла считают, что организация является партизанской.
Леонид Исаев: Боюсь представить, кто финансирует эту организацию, полагаю, что скорее всего речь идёт о наркотрафике. Это далеко не убыточная сфера, заработать на ней можно очень хорошо.
Четвёртое место
Четвёртое место принадлежит ливанской шиитской организации «Хизбалла» с доходом в 500 млн долларов. Движение появилось в 1982 году на волне антиамериканских и антиизраильских настроений и выступает за создание в Ливане исключительно исламского государства.
Леонид Исаев: Здесь всё довольно очевидно: несколько десятилетий назад «Хизбалла» создавалась как проект Ирана на территории Ливана и до сих пор материально поддерживается, прежде всего, за счёт Ирана. Более того, её финансирование увеличилось, поскольку эта организация играет немаловажную роль в сирийском конфликте, воюя на стороне Башара Асада. Отсюда и такой подъём.
Пятое место
Замыкает пятёрку лидеров исламистское движение «Талибан» с капиталом 400 млн долларов. Оно зародилось в 1994 году и правило Афганистаном с 1996 по 2001 год и регионом Вазиристан на севере Пакистана с 2004 года.
Леонид Исаев: Большую роль в финансировании «Талибана» играет афганский наркобизнес и контрабанда товаров. Учитывая современное положение дел в Афганистане, когда американцы оттуда уходят, а значит, политический кризис будет усиливаться, мне кажется, что «Талибан» способен занять серьёзные позиции. Это такой же интересный для многих проект, как «Исламское государство», поэтому здесь все старые связи, которые у него имелись и через «Аль-Каиду», и через какое-то внешнее финансирование из других арабо-мусульманских стран вкупе с контрабандой и наркобизнесом, составляют бюджет этой организации. 400 млн долларов — существенная сумма для Афганистана и реализации целей «Талибана».
Конечно, в данном рейтинге есть весьма серьёзная погрешность, и мне кажется, что интересны не столько сами цифры, сколько их динамика, тр, как они будут меняться. Если финансирование будет расти по тому же самому «Талибану» или «Исламскому государству», мы будем понимать, что всё большее число людей вкладывается в них, а значит, угроза от этих террористических организаций становится всё реальней. С этой позиции и надо смотреть на данный рейтинг.