Пасха — настолько значимый для православных праздник, что длится она не один день, а 40. То есть до 9 июня верующие будут здороваться друг с другом словами пасхального приветствия: «Христос Воскресе!».
Об этом праздничном периоде, а также о многом другом мы поговорили с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, врио руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимиром Легойдой.
— Пасхальное время — это время радости переживания события Воскресения Христова. Этой радостью мы призваны делиться. Как это сделать — зависит от каждого из нас. Иногда и поздравить ближнего от всего сердца — это лучше, чем заниматься планированием того, как порадовать лишь свой желудок.
Защищая традиции
Мы можем и должны вспомнить о тех, кто страдает, болеет, беден, кто нуждается в нашем внимании и поддержке, и поделиться с ними пасхальной радостью, помочь делом, словом, вниманием... Всем, чем можем. Как Христос воплотился и пожертвовал Собой ради каждого из нас, так и мы должны уподобиться Ему в нашем стремлении принести свою посильную жертву тем, кто в ней нуждается.
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы встретиться с друзьями и родными, разделить с ними праздничную трапезу. Но за съестными нагромождениями пасхального стола нужно разглядеть смысл Воскресения Христова. Победу над смертью странно было бы втиснуть в меню между горячим и десертом.
Юлия Тутина, «АиФ»: Владимир Романович, в послании президента много слов было посвящено семейным ценностям и что в этом государство и Церковь находятся в постоянном соработничестве. А в чём ещё власть земная и духовная близки? И нужна ли вообще эта близость?
Владимир Легойда: У Церкви и, надеюсь, у государства нет навязчивой идеи — дистанцироваться друг от друга во что бы то ни стало. Принцип светскости не подлежит никакому сомнению, как и независимость Церкви от государства и государства от Церкви. Но церковно-государственное соработничество, приносящее пользу обществу, не может быть измерено некой линейкой. А именно эту линейку нам постоянно предлагают применять для вычисления дистанции церковно-государственных отношений. Нужно искать общие точки опоры для достижения результата.
Сейчас защита семейных ценностей является ключевой темой в нашем обществе. Семью не зря называют малой церковью. Часто именно от родителей к детям (а иногда и наоборот) передаётся евангельская весть, совершается воцерковление молодых людей. Разрушится эта основа — и общество в целом будут ожидать самые мрачные перспективы. Попытки отменить традиционную семью сравнимы с попытками отказаться от использования электрической энергии для технологической сферы. Как самые сложные механизмы без электричества превратятся в гору пластика и металла, так и общество будет абсолютно безжизненно без семьи.
— Недавно был принят закон о воспитании детей. Наконец все вспомнили, что их надо не только учить, но и воспитывать. Но не поздно ли спохватились? Успеем ли ещё воспитать их?
— Лучше поздно, чем никогда. Давно пришло время перестать, перефразируя Козьму Пруткова, просто начинять юные умы, как колбасу, фактами, вспомнить о высокой обязанности учителя формировать ребёнка как личность.
Школы ведь почти превратились в учреждения, оказывающие образовательные услуги. Родители выступали фактически в роли клиентов, заказчиков услуг. Именно благодаря такому подходу дети хорошо научились, что называется, «качать права», выдвигать требования, но, увы, ни образовательный уровень, не личностное развитие это не повысило.
Основополагающими же для образования являются личность учителя и образующаяся в процессе общения пара «учитель — ученик». Одних без других не бывает. Воспитайте учителя, и он воспитает прекрасных учеников. При одном условии: у ребят должна быть готовность стать учениками. Нельзя заставить учиться, должно быть желание. Тогда можно и нужно увлечь. И я очень надеюсь, что для нас это будущее пока не потеряно. Посмотрим, как получится на практике применить внесённые поправки. Думаю, о первых промежуточных итогах можно будет говорить не ранее чем через пару лет.
Кстати, не надо думать, что даже самый лучший учитель позволит родителям передать воспитание детей «на аутсорсинг». Если вы не собираетесь лично воспитывать детей, то мало оснований говорить, что в вашей жизни есть такое явление, как семья.
Квазирелигиозное формирование
— Как на Украине себя чувствует новосозданная якобы национальная Церковь? Увеличивается паства?
— Национальная Церковь на Украине существовала и продолжает существовать, и этой Церковью является Украинская православная церковь Московского патриархата, возглавляемая, без преувеличения, самым уважаемым духовным лидером этой страны — митрополитом Онуфрием. Его авторитет не подлежит сомнению ни внутри Украины, ни за её пределами. То, что попытались создать на Украине, — это не национальная Церковь, это квазирелигиозное формирование. Его создатели попытались свои националистические предрассудки внести в сферу церковной жизни и, к сожалению, при помощи политиков и поддержавшего их Фанара в этом преуспели. Верные чада Церкви увидели эту подмену и остались в той Церкви, в которой они всегда были. Но при этом, разумеется, продолжаются попытки соблазнить людей, заманить их в приходы, «легализованные», созданные при участии Константинопольского патриархата или отобранные у канонической Церкви.
— Святейший Патриарх сделал прививку от COVID-19. А что остальные представители РПЦ? И надо ли делать прививки верующим?
— Церковь никогда не выступала против вакцинации. Напротив, понятно, что в современном мире вакцина — самое действенное средство борьбы с эпидемиями. Многие клирики и миряне уже сделали прививки российскими вакцинами от коронавирусной инфекции. Благо их три и можно выбирать, что лучше подходит конкретному человеку. И Святейший Патриарх также использовал одну из отечественных вакцин.
Вместе с тем убеждён, что нельзя кого-либо принуждать к вакцинации. Думаю, что многие люди, видя эффект от прививок и минимальное количество побочных эффектов, ими воспользуются.
Злоупотребляя прогрессом
— Многие верующие обеспокоены слишком активным внедрением в обычную жизнь «цифры». А как к этому относится Церковь?
— Этим обеспокоены не только верующие, а верующие — не столько по собственно религиозным причинам. Угрозу для человека и общества представляет не прогресс, а злоупотребление его достижениями. Так и информационные технологии не являются ни заведомым злом, ни моральным абсолютом, панацеей для построения «цифрового рая» на Земле.
Мы знаем, что все злые умыслы рождаются в сердце человека, а не в программном коде. Мы уже неоднократно слышали о скандалах, связанных с похищением баз данных с личной информацией граждан, в том числе и в России. Но новостей, что за подобные утечки информации виновники были наказаны, а ущерб возмещён, мне лично не попадалось. Проблема никуда не денется. Поэтому мы и выступаем за то, чтобы любое технологическое развитие было поставлено под контроль и удовлетворяло всем необходимым требованиям уважения человеческого достоинства и безопасности.