Примерное время чтения: 8 минут
10840

Съезд победителей. Как христианство превращалось в государственную религию

Никейский собор (румынская фреска, XVIII век).
Никейский собор (румынская фреска, XVIII век). Commons.wikimedia.org

Смена эпох

IV век нашей эры стал переломным в истории христианства. На смену гонениям пришло его официальное признание со стороны ведущей державы того времени — Римской империи. В 313 году императоры-соправители Константин и Лициний подписали Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. Эдикт не только уравнивал ранее гонимых христиан в правах с язычниками, но и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Константин Великий приносит Город в дар Богородице. Мозаика над входом в Святую Софию
Константин Великий приносит Город в дар Богородице. Мозаика над входом в Святую Софию. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из подписантов Миланского эдикта Константин, впоследствии вошедший в историю как Константин I Великий, пошёл ещё дальше. Император, одолевший соправителя и к 323 году установивший режим личной власти, начал процесс превращения христианства в государственную религию империи. Церковь была освобождена от податей и налогов, получила право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей территории империи строились христианские храмы, нередко на местах разрушенных языческих святилищ.

Усиление позиций христианства и его превращение в государственную религию Константин рассматривал как способ укрепления государства за счёт создания в нём единой церкви.

Именно поэтому, всячески помогая христианам, Константин активно вмешивался в дела церкви, добиваясь прекращения внутренних распрей.

Спор о природе Христа

А распрей среди христиан хватало даже во времена, когда они подвергались гонениям. Ожесточённые споры об основополагающих вопросах веры легко превращали вчерашних единомышленников в злейших врагов.

В конце первой четверти IV века наиболее острая дискуссия развернулась между епископом Александрийским Александром и пресвитером одной из церквей Александрии Арием.

В основе спора лежал вопрос о природе Христа. Александр и его сторонники, отстаивая догмат Святой Троицы, настаивали на триипостасности единого по существу Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Арий утверждал, что Христос сотворён Богом и, следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему.

Император Константин, недовольный распрей, постановил созвать съезд самых авторитетных священнослужителей Римской империи, дабы общими усилиями определить, на чьей стороне правота.

Церковный собор был созван в июне 325 года в городе Никея и впоследствии был назван Первым Никейским, или Первым Вселенским.

Приветственная речь императора

Впервые иерархи христианской церкви собирались на съезд не просто открыто, а при государственной поддержке. Всего в Никею съехалось более 300 епископов. Среди них были и те, кто ещё совсем недавно томился в тюрьмах, страдал на каторге, переносил пытки за веру.

Среди участников собора были епископы не только из пределов Римской империи. Прибыли делегаты из Армении, Персии, Питиунта на Кавказе, Скифии. Из крупнейших представителей христианства той эпохи не было лишь епископа Римского Сильвестра, приславшего вместо себя двух пресвитеров.

После торжественного открытия, проходившего с размахом и пышностью, начались заседания собора, на которых председательствовал лично император Константин.

Во вступительной речи Константин сказал: «Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю».

Несмотря на это, добиться взаимопонимания не удавалось. Арий с единомышленниками упорно стоял на своём, противники обвиняли его в раскольничестве и вероотступничестве. Заседания собора превратились в бесконечную перебранку, иногда балансирующую на грани рукоприкладства.

Фреска, изображающая Первый Никейский собор
Фреска, изображающая Первый Никейский собор. Фото: Commons.wikimedia.org

Символ веры с поправкой Константина

В конечно счёте, сторонам удалось договориться лишь об утверждении текста крещального Символа веры, который не оспаривался: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворождённого всей твари, прежде всех веков от Отца Рождённого, через Которого и произошло всё… Воплотившегося… Веруем во Единого Духа Святого».

Но в этот момент своё веское слово сказал император. Константин, одобрив текст в целом, предложил добавить в него термин «единосущный» в качестве характеристики Бога Сына по отношению к Богу Отцу.

Среди участников собора было большое количество епископов, недостаточно подготовленных для дискуссий подобного уровня. Ориентируясь на мнение императора, они проголосовали за утверждение поправки, предложенной Константином.

В итоге текст, известный как никейский Символ веры, был принят в следующем виде: «Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа».

Время Пасхи определяет Александрия

Никейский Символ веры был утверждён в виде, не оставлявшем места арианству. В итоге после голосования сам Арий и его сторонники были удалены с собора и отправлены в ссылку.

Икона с изображением императора Константина и епископов Первого Никейского собора (325 г.) с текстом Символа веры (381 г.)
Икона с изображением императора Константина и епископов Первого Никейского собора (325 г.) с текстом Символа веры (381 г.). Фото: Commons.wikimedia.org

Так Арий стал первым «диссидентом» в истории христианства в его новом статусе. Впрочем, время костров инквизиции и кровавых расправ ещё не пришло. Спустя несколько лет арианство возвратит утраченные позиции и ещё несколько десятилетий будет успешно бороться с «генеральной линией» церкви, пока в 381 году на Втором Вселенском соборе оно окончательно не будет признано ересью и предано анафеме.

Вопрос о единосущности Христа был главным, но не единственным, решавшимся на Никейском соборе. Представители христианской церкви в разных регионах по-разному определяли дату наступления Пасхи.

Решением собора было установлено, что правом вычисления даты Пасхи наделается епископ Александрийский. Фактически это означало, что все адепты церкви должны пользоваться методами вычисления праздника, принятыми в Александрии.

Никейский собор также утвердил преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. Впоследствии к этому списку добавится пятая, Константинопольская митрополия.

Христианские епископы занимались решением не только вопросов веры, но и сугубо практических проблем. Среди них одной из самых острых являлась помощь незащищённым слоям населения Римской империи. Никейский собор обязал архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим.

В истории христианства началась новая эпоха, которая многим его приверженцам рисовалась тогда в исключительно светлых тонах. Крестовые походы, инквизиция и Варфоломеевская ночь были ещё впереди.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах