До выселения монахов канонической Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры осталось 13 дней (срок обозначила государственная власть). Ранее администрация Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» предупредила монашескую общину о том, что братия должна покинуть обитель до 29 марта этого года.
Чего же добиваются власти Украины от самой массовой религиозной организации страны? Об этом aif.ru поговорил со специалистом по истории Русской церкви, доктором церковной истории, кандидатом исторических наук, профессором Владиславом Петрушко.
Юлия Тутина, aif.ru: — Владислав Игоревич, на Украине ситуация уже давно перешла из разряда межконфессионального противостояния в гонения государства против верующих. Что за странное отношение к религии?
Владислав Петрушко: — Тому есть множество разных причин, но главное — это борьба со всем русским, со всем, что еще хоть как-то связывает русский и украинский народы.
Украинская Православная Церковь (УПЦ) в прошлом году фактически отмежевалась от Русской Православной Церкви, приняв в одностороннем порядке решение о своей самостоятельности, дабы избежать обвинений в отсутствии патриотизма и связях с «врагом» — то есть Россией и Русской Православной Церковью. Но как бы ни оценивали этот спорный шаг УПЦ с точки зрения канонов или просто этики, сегодня очевидно: это не помогло. Власти Украины не воспринимают это решение как настоящий разрыв между Украинской и Русской Церквями, считая, что это лишь уловка. Кроме того, они хорошо понимают, что УПЦ в духовном плане является частью русской православной традиции, в которой она формировалась как часть единой Православной Церкви Руси со времени ее крещения в общей для всех восточнославянских народов Днепровской купели.
Но режиму Зеленского сегодня нужно нечто совсем иное. Гораздо больше нынешней украинской власти импонирует то, что недавно по благословению Константинопольского патриарха Варфоломея слепили из раскольнических сообществ и назвали «Православной церковью Украины» (ПЦУ). Это квазицерковное образование совершенно иное по духу, нежели каноническая Церковь, так как стоит на откровенно националистических позициях.
Так называемые «Украинская православная церковь Киевского патриархата» и «Украинская автокефальная православная церковь» — те легализованные Фанаром раскольнические структуры, на основе которых и скроили нынешнюю ПЦУ, в свое время отделялись от канонической Церкви и уходили в раскол, прежде всего из националистических соображений. Для их последователей пещерные идеалы Бандеровщины важнее, чем истина Евангелия и подлинные духовные устои Православия.
Поэтому для нынешней киевской власти ПЦУ, эта квазицерковь, является естественным политическим союзником. По сути, это идеологическая обслуга режима Зеленского. Они исповедуют одни и те же русофобские принципы. Думаю, что Зеленскому и его присным вполне очевидно, что каноническая Украинская Православная Церковь, даже заявляя об отделении от Московского Патриархата и поддержке Украинского государства, никогда не скатится до проповеди националистической идеи, не встанет на русофобские позиции, ибо для нее важнее слова апостола Павла о том, что во Христе «нет ни эллина, иудея, ни язычника». Эта Церковь всегда будет чуждой тому режиму, который водворился на Украине после Майдана 2014-го года, кто бы его ни возглавлял — Порошенко или Зеленский. Но именно эта глубоко укорененная в Евангелии позиция канонической Церкви, для которой вера во Христа превыше политики, сегодня становится главной причиной ее преследования.
Поэтому мы видим, что гонение на Украинскую Православную Церковь сегодня принимает гораздо более брутальные формы, чем это было при Порошенко. Военное положение развязывает руки Зеленскому, появляется соблазн окончательно и бесповоротно зачистить религиозную жизнь Украины от всего, что хоть в какой-то степени может быть заподозрено в симпатии к России.
Буквально на наших глазах в современной Украине гонение на Церковь достигает таких масштабов, что вполне может перерасти в кровопролитие. Это вполне реально, если братия Киево-Печерской лавры откажется покинуть стены монастыря, а украинские власти применят силу для того, чтобы монахов оттуда изгнать. Такой вариант развития событий, немыслимый во времена Порошенко, сегодня вполне может стать реальностью при режиме Зеленского опять же по той причине, что все может быть списано на условия военного времени.
— У Канонической церкви огромное количество прихожан. Неужели они допустят пролитие крови священников, монахов?
— Безусловно, не только сами монахи, но и множество мирян сегодня полны решимости отстаивать свою величайшую святыню, которой всегда являлась для Православной Церкви Киево-Печерская лавра. Уверен, что защищать лавру в случае угрозы выселения монахов придут тысячи верующих. Но это понимают и власти Украины. Уже приходят сообщения о том, что православным верующим из разных регионов Украины всячески препятствуют прибыть в Киев. Тем не менее и среди киевлян может найтись немало тех, кто придет защитить Лавру. Но, к сожалению, у украинских националистов тоже богатый опыт организации акций насилия. Мы знаем, что на богослужения раскольников за неимением паствы свозят в Киев людей из самых разных областей Украины. Но точно также из регионов легко могут завезти боевиков-националистов, особенно из западных областей Украины, где всегда были сильны националистические настроения. А дальше может произойти самое печальное, когда верующие столкнутся с опытными и натренированными молодчиками. Один из лидеров националистов Корчинский недавно уже похвалялся, что, если монахи из лавры не уйдут, их оттуда выволокут. Так что, к сожалению, нельзя исключать развития событий по самому худшему сценарию. А если подобное произойдет в Киеве, то срезонировать может и в регионах.
— Накануне министр культуры Украины предложил монахам Киево-Печерской лавры компромисс: если они перейдут в ПЦУ или под начало Константинопольского патриарха Варфоломея, то смогут остаться в лавре. Подкупают?
— Естественно. У властей Украины есть надежда, что, во-первых, найдутся те, кто с насиженного места не захочет уходить, кто боится тягот, связанных с уходом из лавры буквально в никуда. Уверен, что кому-то даже предлагают карьерный взлет в раскольнической ПЦУ. Пытаются подкупить, прежде всего, потому что в ПЦУ практически нет монашествующих. Монастыри есть, которые они заполучили в свои руки. Но в них нет насельников. И это лучше всего говорит о том, что собой представляет эта раскольническая структура, — в ней нет подлинно духовной основы. Ведь исторически всегда именно монашество было стержнем духовной жизни в Православной Церкви. И именно в канонической Церкви на Украине монашество очень сильно, в отличие от ПЦУ. Поэтому и соблазняют, и будут потом представлять как большой успех, если несколько человек к ним перебегут из числа монахов.
— Такое возможно?
— Ну, если уж из числа апостолов нашелся Иуда, то, может, и здесь несколько человек могут соблазниться. Но все же сомневаюсь, что среди монашества найдется много желающих перебежать в ПЦУ.
Можно вспомнить, что происходило, когда Порошенко всячески пытался убедить епископов канонической Церкви примкнуть к раскольникам, когда в конце 2018 года только создавали ПЦУ. Тогда, несмотря на все посулы, в ряды раскольников ушли лишь два архиерея Украинской Православной Церкви — митрополиты Александр (Драбинко) и Симеон (Шостацкий), которые очень надеялись на карьерный взлет в ПЦУ. Но предателей нигде не жалуют. И в ПЦУ они сегодня явно не на первых ролях, стать в ней заметными фигурами у них явно не получилось.
Так что, думаю, большинство братии Киево-Печерской лавры вряд ли поддадутся соблазну и предпочтут встать на защиту своей обители и канонической Церкви. Так ведь уже было шесть десятилетий назад, когда советская власть также обрушила гонение на Православную Церковь. Кстати, при Хрущеве указ о закрытии Киево-Печерской лавры вышел 10 марта 1961 года. Такое ощущение, что нынешние власти Украины не случайно подгадали свои новые гонения именно к этой дате. Тогда, в 1961 году, Киево-Печерскую лавру власти советской Украины все же закрыли. Но все попытки закрыть другую лавру — Почаевскую — натолкнулись на такое сопротивление со стороны монахов и верующих, что богоборцам пришлось отступить.
— А сегодня какие настроения у монашествующих?
— Думаю, что, хотя смирение — высшая добродетель монаха, но с такой вопиющей несправедливостью, которую режим Зеленского уготовал канонической Церкви, даже монахи не смирятся. Тем более что опыт противостояния недругам православия у православного монашества Украины весьма свеж. Например, братии Почаевской Лавры приходилось противостоять не только гонениям от советской власти, но и в 1990-е годы, когда в Почаев пытались сунуться раскольники, им тоже давали отпор.
— Над Почаевской лаврой тоже нависла угроза?
— К сожалению, в Почаеве еще сложнее ситуация, чем в Киеве, потому что окружение Почаевской лавры — это совершенно униатские земли — Львовская и Тернопольская области, а в соседней Волынской сильны позиции раскольников из ПЦУ. Монастырь этот стоит как твердыня православной веры посреди этого моря раскола и унии. И хотя опыта сопротивления гонениям и агрессии Почаевской братии не занимать, но и степень ожесточения здесь, если случится новое противостояние, будет намного больше, наверное. Тем более что Униатская церковь уже почти официально устами своего верховного архиепископа Святослава Шевчука заявила свои притязания на Почаев. Эти притязания, конечно, сами по себе смехотворны, потому что монастырь Почаевский основывался как православный, в нем в первой половине XVII века нес свой подвиг великий святой Западной Руси — преподобный Иов Почаевский, и лишь к XVIII веку его смогли захватить униаты, сто с лишним лет он был в их руках, после чего снова вернулся в православие и пребывает в нем уже почти два века. Поэтому для греко-католиков это ворованная святыня, и заявлять, что они на Почаев имеют какие-то легитимные права, — это верх цинизма.
— Вы провели параллель с советской властью. А такие гонения светских на религию бывали и ранее?
— Историческая параллель, которая прежде всплывает в памяти, — это судьба Речи Посполитой, где тоже было развязано жесточайшее гонение на православие после того, как в 1596 году была заключена Брестская уния. Тогда польские власти буквально огнем и мечом пытались загнать в унию предков нынешних украинцев и белорусов и сделать из них католиков восточного обряда.
В Киеве униаты пытались захватить Киево-Печерскую лавру. И хотя они смогли на некоторое время занять Софийский собор, который тогда лежал в руинах, и захватили Выдубицкий монастырь, но они ничего не смогли сделать с Киево-Печерской лаврой. Ее тогда защищали вместе и монахи, и казаки, и простые православные киевляне. Лавру тогда удалось отстоять, она никогда не была униатской.
Всякое действие рождает противодействие, и попытки навязать унию русинам (как тогда называли себя жители современных Украины и Белоруссии, и даже Львова, помня о своем происхождении от народа Древней Руси) в итоге привели к отчаянному сопротивлению православного населения Речи Посполитой. Его поддержало казачество, которое к XVII веку набирает большую силу на украинских землях. Мы хорошо знаем, чем это в итоге кончилось. К середине XVII века начинаются казацкие войны под руководством Богдана Хмельницкого, и вскоре Речь Посполитая теряет Левобережную Украину, которая воссоединяется с Российским государством. А к XVIII веку раздоры, в том числе на религиозной почве, связанные с гонениями против православных, настолько обескровили Польшу как государство, что к концу XVIII века все закончилось ее тремя разделами и прекращением ее существования как суверенного государства. То, что начиналось как попытка с помощью религии объединить страну, навязав унию, сделав Польшу монолитно-католической, закончилось полным развалом польской государственности.
Так что, думаю, режим Зеленского сегодня тоже играет с огнем, когда пытается уничтожить крупнейшую религиозную конфессию Украины. Мне кажется, для Украины сейчас наступает момент истины, момент критический, когда она тоже может попросту исчезнуть с карты мира. И не в последнюю очередь по причинам религиозного порядка. Потому что насилие над совестью, над верой народа никогда не останется без ответа.