Московская школа № 1360 славится тем, что даёт хорошие знания в сфере точных наук. Её выпускники без проблем поступают в престижные технические вузы. Но цель образования - не только в успешной сдаче экзаменов и тестов, уверена Лидия Синченко, директор школы, заслуженный учитель РФ.
Лидия Синченко: В нашем учебном заведении ведущими предметами всегда были и остаются математика, информатика, физика. Однако именно поэтому важно, чтобы гуманитарный цикл в школе также был на должном уровне. Ведь большинство наших учеников потом пойдут в технические вузы и там продолжат изучать точные науки, а если они что-то не прочтут по литературе, не узнают по истории - пробелы так и останутся.
Марина Герасимова, «СтоЛИЧНОСТЬ»: И новый предмет - «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который ввели в качестве обязательного для всех четвёртых классов российских школ, пришёлся как нельзя кстати?
- Конечно, ведь он носит культурологический характер и даёт те знания, которые детям пригодятся в последующие годы учёбы и сделают гуманитарные предметы более доступными для понимания.
- Как известно, ОРКСЭ включает шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, мировых религий и светской этики. Наверное, будущие физики и математики отдают предпочтение светской этике?
- Нет. В этом году у нас параллельно идут сразу четыре модуля - этика, православие, ислам, мировые религии. В прошлом году тоже было несколько групп.
- Наверное, у вас многонациональный состав учащихся?
- Подавляющее большинство - москвичи. Они могут быть представителями разных национальностей, но давно живут в столице. Высокие требования, серьёзная программа привлекают в нашу школу семьи, у которых качество образования в приоритетах. Вот и к выбору модуля ОРКСЭ родители подходят очень ответственно. Прежде чем принять решение, они читают программу, знакомятся с учебниками, имеют возможность посетить открытые уроки. Регулярно проводим в школе Дни открытых дверей. При этом нет ни давления, ни ограничений. Если какой-то модуль выберет кто-то один, группа не наберётся - всё равно будем его преподавать.
- Такое случалось?
- Да, курс «Основы исламской культуры» у нас выбрали и слушают весь этот год два ученика.
- Где взять столько учителей для преподавания сразу нескольких модулей?
- Этот предмет - не вероучение. У нас большая школа и кадров достаточно. Например, в этом году «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» читает преподаватель МХК Светлана Долинская, «Основы православной культуры» - учитель русского языка и литературы Игорь Булгаков, «Основы исламской культуры» - историк Ольга Бровкина. Все они прошли специальные курсы, а ещё имеют собственные уникальные наработки. В то же время я считаю, что роль семьи при изучении этого предмета также велика, потому что от того, как относятся родители к представителям другой веры и национальности, зависит, как будет относиться к религиозному и культурному многообразию России ребёнок. Например, у нас есть православные семьи, которые отдают предпочтение изучению этики или мировых религий, потому что хотят расширить кругозор своих детей. Считаю, что успех образования вообще зависит не только от мастерства педагогов, но и от отношения родителей. Если выходные они тратят на то, чтобы съездить с ребёнком в музей, на экскурсию, то и к учёбе он будет проявлять интерес больше одноклассника, которого сдают в школу, как в камеру хранения, а в остальное время предоставляют самому себе.
- Лидия Андреевна, как вы считаете, можно ли за партой научить терпению и доброте?
- Это не только цель ОРКСЭ. Любой педагог так или иначе этим занимается - неважно, какой предмет он преподаёт.
СтоЛИЧНОСТЬ №3 (52), 11 марта 2014
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»