Духовник — своего рода начальник, который несёт за него ответственность и может управлять, повелевать, запрещать, предписывать. Мирянин, в свою очередь, обязан во всём слушаться. Именно в этом нередко видится залог правильности церковной православной жизни. Однако такая модель больше соответствует восточному гуруизму, чем христианству.
Позиция священника (батюшки) абсолютно уникальна в жизни православных. Священники сегодня стали для многих некоей «внешней совестью» и нередко вытесняют настоящую совесть. Безответственное нравоучение, никак не связанное с жизнью самих священников и вгоняющее прихожан в чувство вины, всё популярнее. Порой батюшки даже стали как бы Священным Писанием, в том смысле, что Писание воспринимается только через их комментарии или в их цитатах. И что самое удивительное, слишком многие священники это знают и этим пользуются.
Является ли священник рупором Божьим?
Безусловно, священник общается с Богом. Бог христиан — живой и настоящий, Он может открыть Свою волю священнику и о нём самом, и о прихожанах, и о чём бы то ни было. Но надо признать, что это же мы можем и даже должны сказать о каждом христианине, ведь любой из учеников Христа так или иначе с Богом общается. Для христиан очевидно, что основа для встречи и общения с Христом — не сан или должность, а вера, доверие и верность Богу. Именно вера христианина открывает возможность услышать Бога, услышать Его волю не только о себе, но и о других.
В этом смысле ничего уникального в позиции священника нет. Евангелие однозначно говорит, что не существует посредников между Богом и людьми, не существует особой посвящённой касты, которая имеет право на Бога. Христа все называют Господом, даже епископы. Это значит, что Он всем Господин и никому не дал право и власть быть Его исключительным представителем или рупором, или глашатаем.
Небеса открываются с двух сторон. Со стороны человека для этого нужна вера, просьба, нравственная жизнь, исполнение заповедей. Со стороны Бога — Его желание. Он может возвестить Свою волю через кого угодно и когда угодно. Своим пророком Бог может избрать не только отъявленного грешника, но даже животное.
Христианству чуждо богообщение «по должности», вне зависимости от веры и нравственной жизни. Сан священника, та самая его «должность», не даёт ему ничего, если нет личной веры и любви к Богу.
Откуда узнать волю Бога
Есть понятная и общепринятая позиция. Для христиан воля Божия о каждом человеке, обо всём человечестве и о мире открыта и даже зафиксирована в том, что церковь называет Священным Писанием, то есть в Библии. Эта книга предлагает историю Израильского народа, пророческие откровения, описания, в том числе и поэтические, опыта богообщения, жизнеописание Иисуса Христа, послания апостолов тем молодым тогда ещё церквям и общинам, что возникли в Римской империи. Христианину вполне достаточно Писания как «нормы веры» и «нормы нравственности», чтобы строить свою жизнь и принимать те или иные решения.
Из Евангелия со всей очевидностью ясно, что каждый ученик Христов сам ответственен за отношения с Богом, за свою христианскую жизнь. По большому счёту, нет заранее определённых выборов. Исполняя заповеди Христа, человек остаётся свободным для осмысления жизни и принятия своих решений. К примеру, можно с уверенностью сказать, что Бог не имеет набора женщин, предназначенных отдельным мужчинам, или набора вузов, которые должен окончить студент. Бог благословит любой брак или любое обучение, если в них нет ничего беззаконного или богоборческого.
Для чего же нужны священники?
У каждого христианина есть своё служение, своя область ответственности. Безусловно, священство — это служение особое и необходимое для церкви. При рукоположении священники получают от Бога благословение и особые дары. Подробнее я как-то писал об этом. Не буду повторяться.
Нельзя забывать, что священник — прежде всего человек и христианин. Как человек, исходя из своего опыта и мудрости и талантов, он вполне может что-то советовать, чему-то учить. Скажем, как приготовить вкусную еду, как управлять хором, как повести себя на работе в случае конфликта. Как христианин, священник может поделиться опытом жизни с Богом, исполнения заповедей, борьбы с грехом, то есть тем, что им опробовано, что он знает, что видел у других. В этих случаях он выступает как советчик, как брат, как друг.
Священник особо проявляет себя в возглавлении богослужения, в управлении общиной, в учительстве христиан вере и нравственности. Ему дано принимать исповедь, венчать, совершать крещение и евхаристию. Он призван всеми силами вести общину и христиан к Богу, помогать им жить по евангельским заповедям. Слово священника дорого и весомо, когда речь идёт о богослужении, о вероучении, о борьбе с грехами, об участии прихожан в жизни общины, словом, там, где нужен не только совет или пример, но и ответственное полномочное и квалифицированное решение и участие. При этом, конечно, в православии нет и не может быть речи о непогрешимости священников. Священный сан — это ответственность, но реализуется она не через казарменную жизнь и вертикаль власти, а через пример и увещевания.
Как бы то ни было, миряне для священников — братья и сёстры, а отнюдь не подчинённые и дети. Традиция называть священников «отцами» и «батюшками» очень древняя, но она отражает не столько суть отношений, сколько педагогическую правду и этикет.
Когда слова священника особенно значимы?
Есть ясный и вполне ограниченный этап в жизни христиан, когда они особо нуждаются в руководстве священника и в достаточно подчинённых отношениях. Это время начала церковной жизни, так называемое неофитство. Правда, цель этого этапа отнюдь не в том, чтобы новичка ввести в строевую жизнь, а в том, чтобы помочь встать на ноги, прийти к самостоятельной ответственной взрослой жизни с Богом, прийти к активной христианской позиции. В результате отношения воспитатель – младенец должны смениться отношениями товарищеского наставничества, братства и духовной дружбы.
Общины или церковные приходы — это не детские сады, где воспитатели и нянечки полностью отвечают за малышей, контролируя всё: и еду, и одежду, и сон, и прогулку. Христианские собрания — это всё же единство взрослых христиан, призванных к личным самостоятельным, взрослым и серьёзным отношениям и с Богом, и с людьми.
Что ограничивает священника?
Во-первых, область ответственности священника ограничена жизнью церковного прихода. Каждый христианин имеет свою жизнь и область ответственности. Я говорю прежде всего о личной жизни, о семье, о работе и т. д. Личная жизнь предполагает интересы, увлечения, политические взгляды и т. п. Всё это — выбор самого христианина. Семья, в свою очередь, состоит из мужа, жены и детей. Священник в неё не входит и не имеет права голоса. Работа предполагает работодателя, работника и их договор. В этой цепочке также священника нет и быть не может.
Во-вторых, священник не может корректировать жизнь христианина под себя или свои взгляды. Если христианин не совершает так называемых смертных грехов (блуд, воровство, насилие и т. д.), если известный Символ веры он признаёт как символ своей личной веры, то он может самостоятельно выбирать себе жизненные ориентиры, вполне трезво и спокойно, что называется, в рабочем порядке, относиться к своим ошибкам и огрехам, самостоятельно придерживаться любых внутрицерковных взглядов на вероучение.
В-третьих, нравоучительная и, тем более, начальствующая позиция священника должна уравновешиваться его нравственной жизнью, засвидетельствованной даже «внешними», то есть нецерковными людьми. Слова обретают силу только в самой жизни.
И последнее. Ограничивает священника и соборность и общность приходских решений. Священник не сам по себе, а предстоятель общины, он призван слушать и слышать людей. Немаловажно в этом отношении, что священники живут на деньги прихожан, которые, кстати, идут и на содержание храма, и на жизнь церковного прихода. Должен быть диалог и по финансам. Невозможно жить на чьи-то деньги безответственно и отстранённо.