aif.ru counter
21.03.2019 00:12
5727
Рейтинг вопроса
2
+ -

По каким причинам чаще всего происходят авиакатастрофы и гибнут люди?

Категория:  Транспорт
Ответ редакции

В России и странах бывшего СССР снизилось количество авиакатастроф по сравнению с 2017 годом, при этом число погибших в них людей увеличилось более чем в два раза. Согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) «О состоянии безопасности полетов в гражданской авиации государств-участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2018 г.», в прошлом году жертвами крушений стали 164 человека, а в 2017 — 74 человека. В коммерческой авиации, согласно данным МАК, произошло 34 авиационных происшествия, в которых погибли 143 человека.

Сколько авиакатастроф произошло за 2018 год?

По информации МАК, в течение прошлого года увеличилось количество авиакатастроф с тяжелыми самолетами (в 2018 году произошло 5 таких авиационных происшествий), на легких и сверхлегких воздушных судах их количество уменьшилось (11 авиационных происшествий за год, в том числе 4 катастрофы с гибелью 23 человек). Также в прошлом году увеличилось количество авиапроисшествий на вертолетах (17 авиапроисшествий, в том числе 10 катастроф с гибелью 49 человек).

По данным организации Aviation Safety Network («Сеть авиационной безопасности»), базирующейся в Нидерландах, в прошлом году произошло 15 авиапроисшествий с человеческими жертвами - разбились 12 пассажирских и 3 грузовых самолета, погибли 556 человек (в статистику не включались катастрофы с военными и некоммерческими бортами, а также погибшие на земле).

Что становится причинами авиакатастроф?

В прошлом году самой масштабной в мире была авария, произошедшая в октябре в Индонезии, когда разбился Boeing 737 MAX 8 компании Lion Air и погибли 189 человек. Официально расследование катастрофы еще не завершено, но после падения выяснились подробности, касающиеся системы автоматического управления MCAS на моделях MAX 8 и 9 — программное обеспечение при определенных обстоятельствах опускает нос самолета, чтобы предотвратить сваливание. Как считают эксперты, в сочетании с неверными показаниями приборов или ошибкой пилотов это и могло привести к аварии.

В России самой крупной авиакатастрофой стало крушение самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» в Подмосковье 11 февраля 2018 года. Следовавший из Москвы в Орск самолет разбился через несколько минут после вылета из аэропорта Домодедово. В результате катастрофы погибли 65 пассажиров. По результатам расследования причиной крушения были названы неверные действия экипажа. Пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, и в ходе набора высоты произошло их обледенение.

Как сказано в докладе МАК, в прошлом году авиационные происшествия в основном (в 75% случаев) оказались обусловлены человеческим фактором. По данным ASN, авиапроисшествия чаще всего происходят из-за потери контроля над воздушным судном. Как минимум 10 из 25 крупных катастроф за последние пять лет связаны с потерей пилотами контроля или управления.

Почему так часто виноват человеческий фактор?

По словам бывшего командира воздушного судна, специалиста по безопасности полетов Александра Романова, человеческий фактор сегодня действительно является основным фактором, который влияет на безопасность гражданской авиации. «В него входят не только ошибки пилотов, но и ошибки технического персонала и других людей, которые связаны с авиацией», - рассказал он АиФ.ru. По мнению эксперта, сегодняшние проблемы в гражданской авиации связаны с целым комплексом причин. Во-первых, никто не несет ответственности за безопасность полетов.

«Если посмотреть на катастрофы, которые произошли в последнее время, то никто из чиновников не понес ответственности и наказания за них. В их должностных инструкциях даже не написано, что кто-то отвечает за безопасность полетов. Во-вторых, подход к гражданской авиации у нас в стране непрофессиональный. Мало пилотов, которые непосредственно знают всю специфику. А специфика в авиации такова, что с развитием современных самолетов, которые оснащены мощной электроникой, появляется пропасть противоречий между возможностями самолета и возможностями пилотов. К тому, же пилоты испытывают высокие психоэмоциональные нагрузки, которые также иногда дают сбой в данной системе», – говорит Романов.  

В советское время, по словам эксперта, экипаж состоял из пяти человек, был еще штурман, бортовой инженер и радист. Сейчас всю работу за штурмана, радиста и инженера вместе с электроникой выполняют два человека. Как отмечает Романов, значительно выросли и другие нагрузки.

«В советское время была санитарная месячная норма 66 часов, а сейчас ее сделали 90 часов и более. У нас нет баланса между работой и отдыхом. К тому же у нас огромный недостаток пилотов. Их списывают по здоровью, они уезжают за границу, некоторые просто не хотят уже быть в этой системе. И это уже не говоря про технический авиационный персонал, состав которого сегодня также сокращают. Бортпроводников должно быть не меньше, чем аварийных выходов, но и эту норму часто нарушают. В авиации сейчас много проблем, которые говорят о том, что люди работают на износ», - рассказывает эксперт.

В добавок ко всему, говорит Романов, изменилась система обучения, а летчиков приравняли к водителю или оператору: раньше пилоты «чувствовали» самолет, пилотировали вручную, много тренировались, сейчас же молодые пилоты, налетав необходимое количество часов, становятся командирами и нажимают кнопку автопилота, выполняя таким образом функции оператора.

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество