На каких советских самолётах ещё можно летать?
На днях завершил свой последний полёт Ту-134 – самый массовый лайнер СССР. А какие самолёты советской эпохи ещё эксплуатируются?
М. Новиков, Томск
Действительно, Ту-134 – один из самых массовых ближнемагистральных самолётов. С 1966 г. выпустили 854 лайнера. Борт, который совершил свой крайний (так говорят в авиации) полёт, выпущен в 1980 г. и когда-то был личным самолётом Аллы Пугачёвой. На нём даже красовалась надпись «Алла» ➊.
Ту-154 ➋ начали производить в 1968 г., последний собрали в 2013-м. За эти годы выпустили 1026 лайнеров. В России в коммерческой эксплуатации остаётся лишь 1 самолёт, и 2 летают в Северной Корее. Несколько бортов имеются у госструктур.
Ещё один «живой» советский лайнер – Як-42 ➌. Его серийное производство началось в 1977 г. Последний, 183-й, борт собрали на Саратовском авиазаводе в 2003 г. Сейчас летают около 20 бортов.
Турбовинтовой пассажирский самолёт для местных авиалиний Ан-24 ➍ эксплуатируется с 1962 г. Выпускался до 1979 г. (было создано 1367 самолётов). В советские годы обеспечивал треть всех местных перевозок, поскольку мог сесть на грунтовые аэродромы. Летают или годны к лётной эксплуатации более 60 бортов, их средний возраст – 46 лет.
Ещё один турбовинтовой лайнер Ил-18 ➎ выпускался с 1958 по 1978 г. Построено 719 авиамашин. Два пассажирских борта находятся в авиакомпаниях КНДР и Сомали. В России такие уже не летают. А вот военному варианту самолёта – Ил-38 ➏ (противолодочная авиация) – подарили вторую жизнь. Планируют модернизировать 25 единиц.
И, наконец, самый массовый самолёт СССР малой авиации – Ан-2 ➐ (в просторечии – «Аннушка», «кукурузник»). Выпускался с 1949 г. Произведено больше 18 тыс. Из них 700 «на ходу». В СССР выпуск прекращён в 1971 г., а в Китае под названием «Юншучжи-5» выпускают до сих пор.