Благодаря национальному проекту «Производительность труда» и экспертам Федерального центра компетенций (ФЦК) аэропорты не только будут оказывать более качественные услуги за меньшее количество времени, но и увеличат экономические показатели.
Скорость влияет на эффективность
Аэропорт Оренбург им. Гагарина за год перевозит 700 тыс. пассажиров. Даже несмотря на прошлогодние ограничения, связанные с коронавирусом, вылетело 19,5 тыс. самолётов.
Сотрудники аэропорта полгода учились применять принципы бережливого производства в работе. За это время они успели достигнуть весомых результатов. Скорость прохождения предполётных процедур пассажиров выросла на 35% (20 минут вместо 37). Кроме этого, на 23% удалось сократилось время обслуживания самолётов перед вылетом: теперь этот процесс занимает 40 минут. Помогла поддержка экспертов ФЦК, оказанная в рамках нацпроекта.
«Раньше в здании не хватало визуализации. Пассажиры теряли время на поиски стоек регистрации и нужных выходов. Мы сделали интуитивно понятную разметку, развесили таблички и указатели, поставили на входе аппарат электронной регистрации и прибор для самостоятельного взвешивания багажа. Эти изменения в 2 раза сократили время прохождения регистрации», — отметил руководитель проектов ФЦК Сергей Котов.
Посадка и высадка пассажиров тоже стала проходить быстрее. Если раньше это занимало минимум 16 минут, то сейчас — 8. Процесс ускоряют 2 трапа, которые одновременно подвозят к самолёту.
Кроме производительности труда в аэропорту выросли и экономические показатели. Сокращение времени обслуживания самолётов открыло возможность для привлечения новых рейсов. В результате эффект от участия в нацпроекте составил 48 млн руб.
Решение проблем
Международный аэропорт Воронеж им. Петра I присоединился к национальному проекту «Производительность труда» в марте этого года. А в середине июля в Региональном центре компетенций (РЦК) подвели первые итоги.
По словам заместителя директора РЦК Дмитрия Синюкова, за 3 месяца выполнения этапа «Диагностика и планирование» было выявлено 18 проблем в производственном процессе и разработано 16 технологических и организационных решений. Главные обнаруженные ошибки — отсутствие стандартов в выполнении операций, длительное время ожидания между ними и высокий риск поломки обслуживающей техники.
«Мы получили важный опыт принятия точечных, выверенных инструментов, — поделился генеральный директор аэропорта Роман Фроленко. — Ключевыми показателями эффективности для нас на ближайшую перспективу являются сокращение времени протекания процесса наземного обслуживания воздушного судна на 20%, снижение незавершённого производства на 50% и увеличение выработки на одного сотрудника на 20%. Сегодня предприятие начинает жить по-новому в поисках возможных улучшений».
Планы на будущее
Международный аэропорт им. Леонова в Кемерове — новый участник нацпроекта. При поддержке экспертов РЦК здесь будет реализован пилотный проект по подготовке самолётов к отправлению. После открытия нового терминала в аэропорту ожидается увеличение числа авиарейсов и рост пассажиропотока. Бережливые технологии помогут организовать его работу с комфортом для экипажей и путешественников.
«Аэропорт должен повысить качество предполётных мероприятий и сократить время обслуживания воздушных судов. Бережливые технологии являются действенным инструментом для этого, — считает министр труда и занятости населения Кузбасса Алексей Гришин. — Опыт предприятий-участников нацпроекта в Кузбассе показывает, что уже за полгода работы по принципам бережливого производства производительность на пилотных участках вырастает более чем на четверть».
Сперва сотрудники и эксперты проанализируют работу всех специальных служб аэропорта, которые производят техосмотр самолётов, их заправку, посадку пассажиров и загрузку багажа. Затем будут выявлены и устранены причины, из-за которых теряются время и трудовые ресурсы.
Некоторые работники аэропорта пройдут обучение у экспертов РЦК в сфере производительности труда. В перспективе они будут делиться навыками бережливого производства с коллегами и внедрять новые подходы к работе на других участках.