aif.ru counter

Беспилотники на старте. Когда на дороги выйдут автобусы без водителей?

Болельщиков ЧМ-2018 в Казани бесплатно катает беспилотный электробус ШАТЛ, созданный научным центром «НАМИ» и КамАЗом. «АиФ» опробовал его среди первых.

Тест-драйв прототипа беспилотного электробуса «ШАТЛ», предоставленного российским производителем грузовых автомобилей «КамАЗ», в Казани.
Тест-драйв прототипа беспилотного электробуса «ШАТЛ», предоставленного российским производителем грузовых автомобилей «КамАЗ», в Казани. © / Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Быть испытателем - работа серьёзная. И неважно, что первые 12 пассажиров испытывали автобус без водителя на скорости всего 10 км/ч. Перед стартом нам предложили подписать бумагу и взять на себя всю ответственность за любые инциденты в пути. А сопровождавший нас оператор попросил крепче держаться за поручни (вдруг машина резко затормозит?). В будущем такой оператор сможет удалённо управлять 6-10 беспилотными автобусами. Но пока тестовых образцов ШАТЛов собрано только 3, и контроль за их движением осуществляется непосредственно из салона.

Специально для автоаттракциона, приуроченного к мундиалю, в Казани построили огороженную трассу длиной 650 м. Наша поездка по ней - туда и обратно - затянулась на 20 минут. Автобус плыл, совершая мягкие повороты. А на сенсорные мониторы, установленные в салоне, тем временем транслировалась информация о проекте. ШАТЛ - это широкоадаптивная транспортная логистика. Технологическая платформа, на основе которой создан автобус, универсальна. Она может использоваться для разработки разных автотранспортных средств, а не только для перевозки людей.

Электроавтобус, показанный «НАМИ» и ­КамАЗом, - один из десятка прототипов беспилотных автомобилей, автобусов и сельхозмашин, уже построенных в России (см. таблицу). Такая техника - результат совместного труда автозаводов и компаний, специализирующихся на искусственном интеллекте. Как правило, партнёры берут обкатанную автомодель и учат её думать - оценивать дорогу и принимать самостоятельные решения. Разработка машин специально под беспилотный формат - задача следующего этапа развития нового вида транспорта. Можно сказать, что «НАМИ» и КамАЗ попытались опередить время.

Проекты
Какие беспилотные машины разрабатываются в России
Разработка Разработчик
Микроавтобус ШАТЛ  КамАЗ совместно с «НАМИ»
Микроавтобус «Матрёшка»  Завод «Волгабас»
Легковой автомобиль на базе «Тойоты» и «Киа»  «Яндекс.Такси»
Легковой автомобиль на базе «Киа»  Университет МАДИ
Легковой автомобиль на базе «Шкоды» и «Форда» Компания «СтарЛайн»
Самосвал на базе «БелАЗа» «ВИСТ Групп»
Грузовик для городских перевозок КамАЗ
Грузовик для работы в карьерах КамАЗ
Комбайн на базе Ростсельмаша «Когнитивные технологии»

Когда начнётся производство

Беспилотные машины уже умеют главное: разгоняться и тормозить, обходить препят­ствия, распознавать знаки дорожного движения, пропускать пешеходов на «зебре». В феврале 2018 г. на заснеженную московскую улицу под присмотром водителя, но уже в беспилотном режиме впервые вышло такси, разрабатываемое «Яндексом».

Скорость, на которой проходят испытания в России, пока не превышает 40 км/ч. Но за рубежом беспилотники уже разгонялись до 100-110 км/ч, и догнать их для нас не проблема. «Мы как производители готовы к производству беспилотной техники уже в ближайшие пять лет. Это не является какой-то принципиальной проблемой, не отличается от текущего производства грузовиков», - свидетельствует директор департамента по связям с общественностью ­КамАЗа Олег Афанасьев. Но, прежде чем беспилотники нач­нут завоёвывать дороги, нужно решить несколько небанальных задач.

Во-первых, важно понять, каким набором датчиков должна быть оснащена умная машина, чтобы она не просто быстро ездила, а учитывала особенности российского климата и движения на дорогах. От этого зависят её безопасность и стоимость. Судя по оценкам экспертов, эта задача не самая сложная. «Машины, приспособленные к сложным российским дорогам, могут появиться уже в 2019-2020 гг.», - считает менеджер департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив фонда «Сколково» Александр Якутов.

Во-вторых, нужно внести изменения в ГОСТы, законы и ПДД, на основе которых производятся и используются автомобили. В-третьих, важно создать специальную инфраструктуру на дорогах, предназначенных для беспилотного транспорта. «Даже в нашем институте опрос показал, что только 60% сотрудников смело готовы сесть в беспилотный автомобиль, - признаёт заместитель гендиректора «НАМИ» Алексей Гогенко. - Если мы хотим перевозить людей, то должны обеспечить без­опасность. И, кроме того, беспилотные системы требуют соответствующего уровня оснащённости дорог. Дороги должны быть более интеллектуальными, чем с­егодня».

Но в любом случае перемены не за горами. «Консенсус-прогноз мирового автомобилестроения - это порог ­2030-2035 гг., - считает з­аместитель гендиректора КамАЗа Ирек ­Гумеров. - А до этого перелома будет по­этапное внедрение: беспилотные транспортные средства станут использовать на закрытых территориях, в выставочных комплексах, парковых зонах и параллельно находить новые ниши». На самом ­КамАЗе, который кроме автобуса разрабатывает беспилотные грузовики. Последние с 2019 г. планируют использовать для перевозки комплектующих с одного завода компании на другой.

Кто выиграет и проиграет?

В какие сферы беспилотные машины придут первыми? «Сначала в логистику, грузовые перевозки. Затем их начнут использовать таксомоторные парки. И на последнем этапе - обычные автолюбители», - полагает А. Якутов. 

Хорошие перспективы у сельхозтехники, которой не нужны «специально оборудованные поля» и правила движения. В России для неё создана такая система компьютерного зрения, которая позволяет достичь с одной видеокамерой таких же результатов, каких западные разработчики добиваются с 3-4 сенсорами. И поэтому стоимость российского оборудования в 3-4 раза меньше. «Мы рассчитываем создать полностью беспилотный комбайн к 2023-2024 гг. Он будет на равных конкурировать с ведущими мировыми сельхозбрендами, уже обладающими аналогичной функцией», - говорит президент группы компаний «Когнитивные технологии» Ольга Ускова.

«У российских разработчиков системы управления беспилотником хорошие шансы, - оценивает перспективу А. Якутов. - Оптимальный набор инструментов, которыми должно обладать беспилотное транспорт­ное средство, пока не определён. Есть масса разных подходов и комбинаций. Приоритетной станет такая система, которая покажет наибольшую производительность и будет обеспечивать максимальную безопасность при минимальной стоимости».

Представьте: у вас есть умная приставка, которую можно установить на любую сельхозмашину - комбайн, трактор, опрыскиватель. Добавьте к ней набор датчиков - и этого уже достаточно, чтобы перевести в беспилотный режим обычную фермерскую технику. Не нужно заказывать специальное решение и платить за него неподъёмные деньги. Фантастика? Нет, ещё одна российская разработка, представленная в мае этого года «Когнитивными технологиями». 

Что изменит в нашей жизни новая техника? Самый само­отверженный водитель не может работать больше 8 часов в сутки и тем более без выходных. Беспилотник может. И к тому же расходы на его эксплуатацию не увеличиваются на 30% за счёт страховых отчислений с фонда оплаты труда. Программа, заложенная в беспилотник, автоматически выбирает оптимальный режим работы двигателя и экономит горючее. Водитель-робот не сядет за руль с похмелья и не уснёт, что повысит безопасность на дорогах. Общество и экономика от его появления выиграют. Минус: водительская профессия, к которой в России относятся 7 млн человек, может исчезнуть. Но лет 20 для того, чтобы перестроиться, ещё есть.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что сегодня известно о состоянии Михаэля Шумахера?
  2. Что такое «Культурный норматив школьника»?
  3. Могут ли лишить прав за обгон в разрешенном месте?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ