1712

Беспилотники на старте. Когда на дороги выйдут автобусы без водителей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Коррида в «Лужниках» 04/07/2018
Тест-драйв прототипа беспилотного электробуса «ШАТЛ», предоставленного российским производителем грузовых автомобилей «КамАЗ», в Казани.
Тест-драйв прототипа беспилотного электробуса «ШАТЛ», предоставленного российским производителем грузовых автомобилей «КамАЗ», в Казани. / Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Быть испытателем - работа серьёзная. И неважно, что первые 12 пассажиров испытывали автобус без водителя на скорости всего 10 км/ч. Перед стартом нам предложили подписать бумагу и взять на себя всю ответственность за любые инциденты в пути. А сопровождавший нас оператор попросил крепче держаться за поручни (вдруг машина резко затормозит?). В будущем такой оператор сможет удалённо управлять 6-10 беспилотными автобусами. Но пока тестовых образцов ШАТЛов собрано только 3, и контроль за их движением осуществляется непосредственно из салона.

Специально для автоаттракциона, приуроченного к мундиалю, в Казани построили огороженную трассу длиной 650 м. Наша поездка по ней - туда и обратно - затянулась на 20 минут. Автобус плыл, совершая мягкие повороты. А на сенсорные мониторы, установленные в салоне, тем временем транслировалась информация о проекте. ШАТЛ - это широкоадаптивная транспортная логистика. Технологическая платформа, на основе которой создан автобус, универсальна. Она может использоваться для разработки разных автотранспортных средств, а не только для перевозки людей.

Электроавтобус, показанный «НАМИ» и ­КамАЗом, - один из десятка прототипов беспилотных автомобилей, автобусов и сельхозмашин, уже построенных в России (см. таблицу). Такая техника - результат совместного труда автозаводов и компаний, специализирующихся на искусственном интеллекте. Как правило, партнёры берут обкатанную автомодель и учат её думать - оценивать дорогу и принимать самостоятельные решения. Разработка машин специально под беспилотный формат - задача следующего этапа развития нового вида транспорта. Можно сказать, что «НАМИ» и КамАЗ попытались опередить время.

Проекты
Какие беспилотные машины разрабатываются в России
Разработка Разработчик
Микроавтобус ШАТЛ  КамАЗ совместно с «НАМИ»
Микроавтобус «Матрёшка»  Завод «Волгабас»
Легковой автомобиль на базе «Тойоты» и «Киа»  «Яндекс.Такси»
Легковой автомобиль на базе «Киа»  Университет МАДИ
Легковой автомобиль на базе «Шкоды» и «Форда» Компания «СтарЛайн»
Самосвал на базе «БелАЗа» «ВИСТ Групп»
Грузовик для городских перевозок КамАЗ
Грузовик для работы в карьерах КамАЗ
Комбайн на базе Ростсельмаша «Когнитивные технологии»

Когда начнётся производство

Беспилотные машины уже умеют главное: разгоняться и тормозить, обходить препят­ствия, распознавать знаки дорожного движения, пропускать пешеходов на «зебре». В феврале 2018 г. на заснеженную московскую улицу под присмотром водителя, но уже в беспилотном режиме впервые вышло такси, разрабатываемое «Яндексом».

Скорость, на которой проходят испытания в России, пока не превышает 40 км/ч. Но за рубежом беспилотники уже разгонялись до 100-110 км/ч, и догнать их для нас не проблема. «Мы как производители готовы к производству беспилотной техники уже в ближайшие пять лет. Это не является какой-то принципиальной проблемой, не отличается от текущего производства грузовиков», - свидетельствует директор департамента по связям с общественностью ­КамАЗа Олег Афанасьев. Но, прежде чем беспилотники нач­нут завоёвывать дороги, нужно решить несколько небанальных задач.

Во-первых, важно понять, каким набором датчиков должна быть оснащена умная машина, чтобы она не просто быстро ездила, а учитывала особенности российского климата и движения на дорогах. От этого зависят её безопасность и стоимость. Судя по оценкам экспертов, эта задача не самая сложная. «Машины, приспособленные к сложным российским дорогам, могут появиться уже в 2019-2020 гг.», - считает менеджер департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив фонда «Сколково» Александр Якутов.

Во-вторых, нужно внести изменения в ГОСТы, законы и ПДД, на основе которых производятся и используются автомобили. В-третьих, важно создать специальную инфраструктуру на дорогах, предназначенных для беспилотного транспорта. «Даже в нашем институте опрос показал, что только 60% сотрудников смело готовы сесть в беспилотный автомобиль, - признаёт заместитель гендиректора «НАМИ» Алексей Гогенко. - Если мы хотим перевозить людей, то должны обеспечить без­опасность. И, кроме того, беспилотные системы требуют соответствующего уровня оснащённости дорог. Дороги должны быть более интеллектуальными, чем с­егодня».

Но в любом случае перемены не за горами. «Консенсус-прогноз мирового автомобилестроения - это порог ­2030-2035 гг., - считает з­аместитель гендиректора КамАЗа Ирек ­Гумеров. - А до этого перелома будет по­этапное внедрение: беспилотные транспортные средства станут использовать на закрытых территориях, в выставочных комплексах, парковых зонах и параллельно находить новые ниши». На самом ­КамАЗе, который кроме автобуса разрабатывает беспилотные грузовики. Последние с 2019 г. планируют использовать для перевозки комплектующих с одного завода компании на другой.

Кто выиграет и проиграет?

В какие сферы беспилотные машины придут первыми? «Сначала в логистику, грузовые перевозки. Затем их начнут использовать таксомоторные парки. И на последнем этапе - обычные автолюбители», - полагает А. Якутов. 

Хорошие перспективы у сельхозтехники, которой не нужны «специально оборудованные поля» и правила движения. В России для неё создана такая система компьютерного зрения, которая позволяет достичь с одной видеокамерой таких же результатов, каких западные разработчики добиваются с 3-4 сенсорами. И поэтому стоимость российского оборудования в 3-4 раза меньше. «Мы рассчитываем создать полностью беспилотный комбайн к 2023-2024 гг. Он будет на равных конкурировать с ведущими мировыми сельхозбрендами, уже обладающими аналогичной функцией», - говорит президент группы компаний «Когнитивные технологии» Ольга Ускова.

«У российских разработчиков системы управления беспилотником хорошие шансы, - оценивает перспективу А. Якутов. - Оптимальный набор инструментов, которыми должно обладать беспилотное транспорт­ное средство, пока не определён. Есть масса разных подходов и комбинаций. Приоритетной станет такая система, которая покажет наибольшую производительность и будет обеспечивать максимальную безопасность при минимальной стоимости».

Представьте: у вас есть умная приставка, которую можно установить на любую сельхозмашину - комбайн, трактор, опрыскиватель. Добавьте к ней набор датчиков - и этого уже достаточно, чтобы перевести в беспилотный режим обычную фермерскую технику. Не нужно заказывать специальное решение и платить за него неподъёмные деньги. Фантастика? Нет, ещё одна российская разработка, представленная в мае этого года «Когнитивными технологиями». 

Что изменит в нашей жизни новая техника? Самый само­отверженный водитель не может работать больше 8 часов в сутки и тем более без выходных. Беспилотник может. И к тому же расходы на его эксплуатацию не увеличиваются на 30% за счёт страховых отчислений с фонда оплаты труда. Программа, заложенная в беспилотник, автоматически выбирает оптимальный режим работы двигателя и экономит горючее. Водитель-робот не сядет за руль с похмелья и не уснёт, что повысит безопасность на дорогах. Общество и экономика от его появления выиграют. Минус: водительская профессия, к которой в России относятся 7 млн человек, может исчезнуть. Но лет 20 для того, чтобы перестроиться, ещё есть.

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество