Как будет выглядеть единая транспортная карта (ЕТК) и как называться, решат жители области, для которых она станет постоянным спутником. На сайте www.vezdecard.ru предложены варианты и открыто онлайн-голосование. Инвестиционный договор о внедрении этой карты подписали 25 ноября в присутствии губернатора Московской области Андрея Воробьёва и президента Сбербанка России Германа Грефа.
Зачем?
Карта обещает преимущества всем сторонам. Областным властям она позволит внедрить автоматизированные технологии контроля пассажиропотока и оплаты проезда; перевозчикам - легализовать свои доходы от продажи билетов, снизить долю наличности в обороте и расходы на инкассацию; а пассажирам - быстро и просто оплачивать проезд в автобусе или электричке.
«В основе - технические решения, которые отрабатывались на пилотных проектах. Их с 1 мая до середины июля проводили три компании - Сбербанк, Газпромбанк и MAYKOR, - поясняет Максут Шадаев, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. - Все проекты показали, что безналичная оплата проезда на общественном транспорте востребована жителями области».
Проезд по картам, по словам министра, будет дешевле, чем покупка разовых билетов в салоне у водителя. Причём для этого не нужно выбирать тарифы - дисконт пересчитается автоматически.
Как?
Уже с февраля следующего года подмосковным жителям не надо искать ларьки, где купить билетик, не надо ругаться с водителем или кондуктором, если у тех нет сдачи, а у пассажира - мелочи в кошельке.
Транспортную карту можно будет купить у кондуктора, а если его нет - у водителя, в стационарной точке продаж. Пополнить - с любого телефона через SMS или мобильное приложение. По сути, это первый в стране проект использования мобильных билетов для оплаты проезда. Задействуют и платёжные системы Qiwi, «Элекснет» и «Яндекс.Деньги», а также интернет-сайт, банкоматы. Можно будет приложить к считывающему устройству и бесконтактную банковскую карту.
Кто?
Система оплаты проезда через единую транспортную карту в Подмосковье разрабатывается на средства частного инвестора. И это тоже впервые, обычно в подобные проекты вкладывается бюджет. ОАО «Универсальная электронная карта» обещает внедрить новую систему не за 140 (как в конкурсной документации), а за 110 дней. Кроме того, она собирается увеличить инвестиции - с 3,2 до 6 млрд руб. Рассчитывает, что сбор «проездных денег» будет выше прогнозируемого, поэтому вложения окупятся быстрее.
Есть ещё одно новшество во взаимоотношениях власти с частным инвестором. Раньше по таким договорам владельцем технологий становился поставщик, то есть в случае его ухода система просто переставала работать. Здесь же опасности нет: по завершении проекта все наработки по нему, включая права на использование торговой марки, патенты, программное обеспечение и другую интеллектуальную собственность, разработчик передаст государству.