Примерное время чтения: 5 минут
1270

Смотреть на пробки свысока. Когда воздушный транспорт станет общедоступным

Во многих мегаполисах мира аэротакси уже давно стало привычным. За рубежом никого не удивляет стрекочущий над городом вертолёт или личный самолёт у кого-то в гараже. Появится ли в столице полноценное воздушное такси? Сколько будет стоить полёт до дачи? Сможет ли молодёжь приобщиться к профессии лётчика?

По земле или по воздуху?

Долгое время российское законодательство в отношении малой авиации было крайне суровым. До 2010 года для того, чтобы совершить полёт, необходимо было за несколько дней или даже недель согласовывать маршрут с диспетчерской службой, что лишало авиацию общего назначения главного достоинства — мобильности. Сегодня пилоту достаточно просто уведомить диспетчера о том, что планируется вылет. Также в 2010 году была введена система классификации воздушного пространства. Малой авиации был присвоен класс G. Максимальная высота полёта воздушных средств в этом классе варьируется от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в районах Восточной Сибири.

Однако летать сегодня можно не везде. До сих пор остаётся закрытым воздушное пространство над военными объектами, которых в Подмосковье очень много. Над территорией столицы разрешены полёты только авиации специального назначения: медицинским, пожарным, правительственным, полицейским вертолётам и самолётам и авиации МЧС.

Ещё одна проблема отечественной малой авиации долгое время была связана с нехваткой качественной техники и наземной инфраструктуры. Российская техника, оставшаяся с советских времён, пришла в негодность, а новые модели российских самолётов и особенно вертолётов по разным причинам не могли на равных конкурировать с зарубежными. Наибольшее распространение получили самолёты Cessna и вертолёты Robinson, Augusta, Bell, Eurocopter. Но просто приобрести вертолёт недостаточно: необходимо место, где он будет обслуживаться и храниться, проходить техобслуживание и ремонт, откуда он будет взлетать и куда будет садиться.

Сегодня наибольшее распространение получили вертолёты, которые не требуют для посадки подготовленных взлётно-посадочных полос, а значит, могут базироваться в непосредственной близости от города. Развитие таких площадок началось относительно недавно. В данный момент существует 3 места базирования вертолётов московской области: «Хелипорт» на территории выставочного центра «Крокус Экспо», вертолётные центры в Реутове и бизнес-парке «Гринвуд». 4 марта компания «Аэросоюз» заявила о создании 10 вертолётных центров в Подмосковье, которые будут построены в течение 5 лет. Помимо этого, планируется создание 15 вертолётных площадок на проектируемом ЦКАД, а также 25 вертолётных центров вблизи крупных населённых пунктов и туристических объектов Подмосковья.

Догнать Европу в воздухе

По мнению экспертов, для того чтобы вертолётное сообщение стало доступным для большинства граждан, необходима помощь государства. Эта помощь может выражаться не в качестве субсидий, а в налоговых послаблениях при покупке земли, снижении пошлин на ввоз в страну иностранной авиатехники.

«В Нью-Йорке часто проще добраться до нужного места на вертолёте, чем вызывать такси», — заметил зампред Комиссии при Президенте РФ по развитию гражданской авиации Максим Кавджарадзе. Он напомнил, что даже в кризисный 2010 год авиация общего назначения в США и Европе перевезла миллионы людей, а в России эти цифры на порядок ниже. «Окупаемость вертолётного центра сегодня довольно долгосрочная и составляет 4–7 лет», — рассказал Александр Климчук, президент компании «Аэросоюз». По его словам, вертолётные площадки могут способствовать развитию деловой активности в регионе, повышению престижа объектов коммерческой недвижимости, привлечению в авиацию молодёжи.

«Если государство пойдёт на послабления налоговой политики в отношении малой авиации, она сможет сослужить хорошую службу обществу, — подчеркнул Леонид Якубович, телеведущий и пропагандист малой авиации. — Частные авиаклубы смогут взять на себя воспитание молодых пилотов, патрулирование местности и другие функции».

Небесный счётчик

Мировой опыт говорит о том, что аэротакси востребовано в крупных городах. Большое количество вертолётов летает в Сан-Паулу, Нью-Йорке, Токио. За рубежом аэротакси пользуются состоятельные люди, готовые переплатить, лишь бы не стоять в многочасовых пробках, и туристы, желающие осмотреть город с высоты птичьего полёта.

Впервые идея создания аэротакси в Москве появилась в 2006 году, но бывший мэр столицы Юрий Лужков отказался от этой затеи. Во-первых, сложная система уведомления полётов делала трудной организацию вертолётного сообщения, а во-вторых, малое количество площадок и почти полное отсутствие инфраструктуры увеличивало цену полёта. Но постепенно ситуация изменилась. Стоимость лётного часа вертолёта сегодня составляет около 20 тысяч рублей. То есть 20-минутный полёт в 4-местном вертолёте будет стоить каждому пассажиру около полутора – двух тысяч рублей. За эти деньги можно было бы добраться из центра Москвы до загородной резиденции, что для многих состоятельных людей является вполне приемлемым. Развитию в Москве аэротакси препятствует запрет полётов над городом и над военными объектами в области, малое количество вертолётных площадок внутри МКАД и плохо проработанная нормативная база в отношении их установки.

Сегодня единственное аэротакси в московском регионе существует в международном выставочном центре «Крокус Экспо». Главные маршруты проходят над МКАД в направлении международных аэропортов «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево». Существуют и регулярные маршруты на озеро Селигер.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах