Рассеянность может быть как врождённой особенностью, так и следствием внешних факторов. Об этом в интервью Пятому каналу рассказала кандидат психологических наук, психотерапевт Татьяна Галич. Она подчеркнула, что если человек начал замечать за собой забывчивость, в первую очередь стоит обратить внимание на уровень стресса.
По её словам, нередко рассеянность встречается у людей с высоким интеллектуальным потенциалом. Их мышление, как правило, сосредоточено на решении одной глобальной задачи, из-за чего становится сложно переключаться на повседневные дела. Именно по этой причине, отметила эксперт, и возник устойчивый образ «рассеянного профессора».
Галич также пояснила, что данное явление чаще встречается у мужчин, так как их внимание склонно сосредотачиваться на одном объекте, в отличие от женщин, которые легче распределяют внимание между несколькими задачами и более эффективно отслеживают происходящее вокруг.
Однако, по мнению специалиста, рассеянность может быть и приобретённой. Она возникает, когда человек находится в состоянии хронического стресса. В такие моменты мозг вынужден сосредоточиться на выживании, игнорируя второстепенную информацию. В результате ухудшается координация, и человек забывает о бытовых мелочах — будь то документы, вещи для поездки или важные даты.
Чтобы справиться с этим состоянием, Галич советует начать с признания проблемы и использовать простые, но действенные методы: напоминания на телефоне, списки дел на бумаге, размещённые в видимых местах дома — например, на холодильнике или зеркале. Также психолог рекомендует не стесняться просить помощи у близких.
Она выделила два основных источника рассеянности — стресс с усталостью и особенности характера. Если причиной является стресс, нужно бороться с ним в первую очередь, устраняя источник внутреннего напряжения.
Если же рассеянность заложена в характере, необходимо развивать навык планирования и приоритезации задач. Эксперт предложила вечером записывать все важные дела, выделяя особо приоритетные маркером или символами. Это задействует визуальное, моторное и аудиальное восприятие, благодаря чему информация лучше запоминается.
Кроме того, она рекомендовала сделать перерыв и затем вернуться к списку для повторения — это помогает закрепить задачи в памяти по принципу, похожему на запоминание стихов в детстве.
В завершение Галич поделилась необычным способом улучшить концентрацию: к каждому действию можно придумать шуточную песенку и напевать её во время выполнения. Это не только помогает лучше запомнить последовательность действий, но и вызывает улыбку у окружающих, которые, возможно, тоже напомнят вам о задаче.
Ранее психолог Анастасия Сидорова объяснила, как распознать токсичного мужчину.
Психолог Сулименко объяснила, как без стресса подготовить ребёнка к детсаду
Психолог Малафеева объяснила, как не испортить детям каникулы на даче
Психолог Сидорова объяснила, как распознать токсичного мужчину
Психолог Кольцова объяснила, почему люди заносят имена в «стоп-листы»