10 февраля 1837 года в своей петербургской квартире от последствий ранения, полученного в дуэли с кавалергардом Дантесом, скончался Александр Сергеевич Пушкин.
«Наше все»
Дальний родственник Пушкина и еще один гений литературы Михаил Лермонтов разразился гневным произведением «На смерть поэта», в котором восклицал, имея в виду убийцу:
«Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..»
Досталось не только Дантесу, но и императорскому двору, включая самого Николая I. В итоге Лермонтова сослали на Кавказ, и это после хлопот друзей, просивших смягчить участь крамольника.
Михаил Юрьевич оказался прав в главном — зимой 1837 года ни Дантес, ни Жуковский, ни Николай I, да и вообще никто еще не мог знать, кем станет для России Пушкин.
Сегодня все помнят, что Пушкин — это наше все, но далеко не все знают имя Аполлона Григорьева, впервые озвучившего эту гениальную в своей простоте мысль.
Пушкин уникален тем, что он обнаруживается практически на любом этапе жизненного пути. Детские сказки, читаемые мамой, любовная лирика в подростковом возрасте, революционное бунтарство молодости, консерватизм зрелости — это все Пушкин.
«Пушкин жив»
И «обломки самовластья», и моральное уничтожение «клеветников России» — Александр Сергеевич Пушкин всегда стоит за плечом каждого русского. И даже своим происхождением доказывает, что русский — это не про чистоту крови, а про образ мысли, про ощущение земли, неба, ветра, снега, мороза....
Удивительным образом Пушкин из царской России перекочевал в Россию советскую, да еще и превратившись в борца с проклятым «темным прошлым» и «жертву режима». Дантес же в этой версии превращался в подлого наемника, практически киллера на зарплате у императора.
В действительности это, мягко говоря, было не совсем так. Но вот какая интересная вещь — от пересмотра версий Пушкин остается непоколебим.
Пережившая блокаду поэтесса Вера Инбер в 1943 году написала такие строки:
От бомбы дрогнули в огне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: «Ко мне!
Тут книги у меня. Тут Пушкин!»
Ему кричали: «Выходи!» —
Но книг оставить не хотел он.
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.
Когда ж произошел обвал
И рухнул человек при этом.
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.
В больнице долго он без сил
Лежал, как мертвый, на подушке.
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: «А Пушкин?»
И голос друга, поспешив,
Ему ответил: «Пушкин жив».
«„Капитанская дочка“ как пример колониальной прозы»
Помня все это, совершенно иначе смотришь на новую тенденцию, охватывающую ряды сбежавших за кордон «борцов с путинизмом».
На Рождество в Париже иноагент Екатерина Шульман давала лекцию под названием «„Капитанская дочка“ как пример колониальной прозы».
На самом деле реализация концепта «Пушкин — певец колониализма» не является идеей отдельно взятой дамы. Это часть более широкого, озвученного Западом проекта «деколонизации России».
Западные фонды взяли курс не просто на поддержку будущих кадров для «свержения режима», но и на полное культурное переустройство российской земли.
И это не ноу-хау, а технология, уже обкатанная на наших ближайших соседях.
Природа «Пушкинопада»
Вообще на Украине достаточно долго не могли четко определить отношение к Пушкину. Ввиду нахождения в одном культурном и языковом поле вывести Пушкина из украинцев крайне сложно, поэтому предпринимались попытки слепить из поэта нечто «свидомое». Но если это толком не получается с Гоголем, как это может получиться с Пушкиным?
«Фильтрация» произведений Александра Сергеевича тоже не помогла, и тогда некие украинцы с учеными степенями провозгласили Пушкина «колониальным автором», навязывавшим свободолюбивым украинцам имперские нарративы.
Именно под этим соусом и начался в 2022 году тотальный «Пушкинопад» на Украине. Александр Сергеевич разделил участь Владимира Ильича.
Фактически это означает уничтожение на Украине культуры как таковой, ибо заменить Пушкина некем и нечем, но это авторов кампании не пугает.
Но украинцам просто внушают, что Пушкин — «чужой и вражеский», а с русскими замысел глубже.
Развенчание советских классиков не помогло. Решили взяться за Пушкина
В антисоветскую эпоху 1990-х воинствующие либералы старательно вычеркивали Шолохова, Маяковского, Симонова и других авторов, которых считали носителями советской идеологии. Результаты этой деятельности на ниве патриотического воспитания мы можем наблюдать сегодня.
Однако само сопротивление России, нежелание идти курсом «мирового гегемона» показало западным специалистам, что этих мер недостаточно.
Именно поэтому либеральному российскому сообществу заказан «демонтаж Пушкина», пересмотр роли и места в истории России.
Эта кампания должна коснуться всех русских классиков, но на Пушкина, естественно, делается особенный упор.
Авторы идеи полагают, что на руинах побежденной России новое поколение жителей должно будет стыдиться всего, включая «имперское и колониальное» творчество Александра Сергеевича.
Лишенный Пушкина народ, по разумению идеологов, должен будет, наконец, безропотно приступить к своему предназначению — «Платить и каяться».
«От Ленинграда до Берлина. Пушкин»
На вопрос «За что?» отвечал сам Александр Сергеевич:
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Пушкин всегда был и остается с нами. Поэт-фронтовик Михаил Дудин писал такие строки:
Под Пушкином был выброшен десант.
По немцам, разбежавшимся по лесу,
Мой друг — поэт и гвардии сержант
Из пулемета бил, как по Дантесу.
Потом я помню, сто «катюш» забило
И едкой гарью с Пулкова несло.
Мы шли в атаку. В самом деле было
Отечеством нам Царское Село
Потом в Берлине бой отгрохотал.
Мы за победу поднимали кружки.
И кто-то на рейхстаге написал:
«От Ленинграда до Берлина. Пушкин».
И Пушкин победит.