Возраст учащихся не ограничен. Самому молодому — двадцать лет, а самому старшему — свыше шестидесяти. За 12 занятий ученики осваивают плетение 5 видов корзин, но вначале отправляются на заготовку натурального материала, вооружившись секатором.
— У каждого настоящего мастера есть своя собственная «плантация», — рассказывает Елена Васильевна. — Не научишься заготавливать прут — не будешь плести. Покупать на рынке материал слишком накладно. Чем чаще срезаешь иву, тем гуще и лучше она растет.
Иногда помощь в уходе за посадкой оказывают бобры. Для зверьков эти деревья — лакомство. Они любят подгрызть большое растение у самого основания, свалить его и съесть. На следующий год на этом месте вырастают дружные молодые побеги ивы.
Вдоль Москвы-реки и Яузы идут будущие мастера за лозой, примечают понравившийся участок, из года в год только сюда и будут приходить за материалом.
С лукошком по грибы, по ягоды
Откуда пошло это народное древнее ремесло, неизвестно, но еще в Древнем Риме патриции возлежали на ложах из лозы. Некоторые историки считают, что лозоплетение возникло раньше гончарного дела. Благородный натуральный материал обладает рядом превосходных свойств. Ветвь ивы легко гнется в руках, но при этом она упруга и хорошо держит заданную форму. Невесомое ажурное лукошко только с виду кажется хрупким, на самом деле оно прочное, выдержит собранные грибы и при этом не даст им «задохнуться».
На Руси издревле плели корзины, каркасной конструкции верши и другие снасти для рыболовства, и только потом мастера освоили выпуск мебели из лозы: это кресла, столы и стеллажи.
Народное ремесло получило особую популярность в Одинцовском районе Московской области. Жители многих деревень и поселков занимались плетением корзин. Так, вдоль речки Вязёмки хорошо росла лоза. От слова «вязать» деревни получили название Большие и Малые Вязёмы.
Людей, занимавшихся изготовлением корзин, называли петельщиками, а деревню — Петелино.
— Наша дача находится в деревне Лапино Одинцовского района, — рассказывает Елена Васильевна. — С детства помню, как многие женщины плели из лозы корзины, санки, стулья, но в моей семье этим никто не занимался.
Постичь азы мастерства ей удалось намного позже, когда по телевизору увидела интересный сюжет.
— Глаз не могла отвести от движения рук человека, плетущего корзину, — вспоминает преподаватель. — Несколько веточек в руках мастера умело превращаются в изысканный предмет интерьера.
Купила журнал «Сделай сам», прочитала статью на эту тему, заготовила материал и принялась за новое дело.
Разочарованию не было предела: ничего не выходило. В принципе, плести из лозы не очень сложно, всего лишь несколько типов плетения надо освоить, но картинку эту нужно увидеть «в полном объеме», когда мастер на уроке покажет правильное положение рук.
Елена Васильевна познакомилась с известной рукодельницей Натальей Толмачевой и стала ее ученицей. Спустя несколько лет Наталья издаст книгу «Плетение из лозы: техника, приемы, изделия», куда войдут цветные иллюстрации с работами Елены Буевич.
Когда ручной труд не ценится
Многие уверены, что, обучившись этому ремеслу, можно начать торговлю эксклюзивным товаром, появится новый вид стабильного заработка. Однако рыночный сегмент переполнен подобным товаром импортного и отечественного производства. Обилием ажурных вещиц от разных мастеров и не налюбуешься, они разного цвета, формы, манеры исполнения.
Нельзя забывать и о другом аспекте: ручной труд невысоко у нас ценится, таков менталитет наших граждан.
— Средняя стоимость корзинки — полторы тысячи рублей, — рассказывает Елена Васильевна. — Многие покупатели уверены, что смогут и сами сплести такую же красоту.
Однако на первых же уроках, когда слушатели добывают лозу, потом ее обрабатывают и плетут свое первое изделие, они говорят, что ни за что не продали бы готовую работу за бесценок.
Пару лет назад к Елене Буевич пришла новая ученица Надежда, у которой появилось желание плести птиц и животных. Бывший стоматолог, а ныне домохозяйка, мечтает украсить собственную дачу эксклюзивными поделками. Вместе с преподавателем они продумали, как грамотно сконструировать фигуры, чтобы они получились надежными. И вышли у них замечательные журавли, цапли и павлины с распущенными хвостами.
Дизайнеры отмечают, что скульптуры из лозы получили особую популярность в Европе и Азии. Они органично смотрятся на фоне зеленых газонов, клумб, деревьев. В любом уголке сада можно найти им применение. В последнее время набирают популярность другие виды материала, например, ротанг.
— Прут из ротанга более тонкий, — поясняет Елена Васильевна. — Поэтому изделия из него получаются более нежными, а окрашивают их в любой цвет, — от белого до насыщенных тонов любого другого — что позволяет вписаться оригинальным изюминкам в цветовую гамму интерьера.
Справка
Всего в мире насчитывается около 300 разновидностей культурной ивы, но данные эти неточные, поскольку ученые до сих пор не могут определиться с их количеством.
В России произрастает около 120, но пригодны к плетению лишь 15-20 сортов, что имеют длинные и эластичные побеги, которые не ломаются при изготовлении изделий.
В нашей стране это дерево называют ракитой, ветлой, лозой, вербой или тальником.
Зачастую излюбленное место произрастания ивы — берега рек и озер.
Можно встретить иву в лесах, а единичные виды этого растения живут там, где влажностный режим совершенно иной: на склонах гор, в песчаных почвах.
Ивы подразделяются на деревья и кустарники, очень мелкие кустарнички, достигающие не выше 2,5 см в высоту, которые и во мхе не разглядеть без лупы.
За материалом мастера наведываются на участки, что расположены под высоковольтными линиями электропередач, где происходит ежегодное удаление растительности. Произрастая в таких условиях, деревья дают самые лучшие побеги для лозоплетения.