Примерное время чтения: 8 минут
102385

Тайна гибели дайверов в Новороссийске. «Они пытались спасти друг друга…»

Флагман Черноморского флота Российской империи линкор «Свободная Россия» был специально затоплен торпедами в 1918 году в разгар Первой мировой войны, чтобы судно не досталось Германии. Под водой корабль, на момент гибели бывший одним из лучших в мире, покоится уже почти век. Но люди на нём продолжают гибнуть. 

Обстоятельства ЧП

Трое опытных дайверов — Юрий Харьковский, Роман Калмыков и Сергей Шевяковпропали в субботу, 29 августа. Аквалангисты совершали плановое погружение к затонувшему линкору в полдень. Корабль лежит на морском дне в трёх с половиной километрах от берега, между Голубой Бухтой и посёлком Кабардинка, что под Новороссийском.

В назначенное время, через четыре часа, никто из группы не всплыл к ожидающему их катеру. В 15:30 их сопровождающие подняли тревогу. 

В воскресенье ночью в ГУ МЧС Краснодарского края поступило сообщение от жены одного из пострадавших водолазов с просьбой оказать содействие в поиске пропавших дайверов. 

В течение воскресенья, 30 августа, спасателям Туапсинского филиала ЮРПСО МЧС не удалось никого найти, а к вечеру и вовсе приостановили поиски из-за усиления ветра и ухудшения видимости при проведении подводных работ.

Лишь на следующий день на поверхность подняли утонувших Юрия Харьковского и Романа Калмыкова. На третий день поисков в одном из дальних отсеков нашли третьего погибшего — Сергея Шевякова.

В последнее десятилетие линкор, лежащий на грунте вверх днищем, стал популярным объектом для дайверов. В длиннющий бронированный корпус длиной 170 метров можно попасть через пробоины, образовавшиеся после взрыва торпед. Ряд отверстий проделан уже на дне с помощью сварки.

Естественно, для обыкновенного любителя такое погружение опасно, но для подводников считается подтверждением профессионализма и высокого мастерства. Погружения в утробу корабля официально может организовать новороссийский дайвинг-клуб, получивший соответствующие разрешения и допуски. 

Версия: аквалангисты заблудились и не смогли найти выход 

Инструктор по дайвингу клуба «Океан» (Ростов) Людмила Скурихина, участник и руководитель многочисленных научно-исследовательских экспедиций, знакома с погибшими земляками. 

Пока идёт расследование ЧП, она согласилась высказать свою точку зрения на случившееся под водой. Какие обстоятельства могли привести к страшной трагедии?

Официальную версию события изложат после проведения экспертиз снаряжения и оборудования. На основе заключения определят, была ли какая-то техническая неисправность оборудования или людей погубило что-то другое.

Неправдоподобно, чтобы оборудование одновременно отказало у всех троих. Значит, человеческий фактор?

Не исключается вариант, при котором на нахождение в закрытом пространстве могли повлиять природные явления, к примеру, поднялась муль со дна, создавая плохую видимость, и дайверы заблудились. Море — это живой организм, и зачастую оно непредсказуемо. 

Версия природных течений, поднимающих на глубине ил, выглядит самой маловероятной, потому что в день спуска погода благоприятствовала ростовчанам. 

Стоит заметить, что мужчины занимались техническим дайвингом, то есть погружением в замкнутое пространство, что считается сложным действием и, естественно, опасно. При нахождении в пещере или каюте корабля у человека нет возможности быстро всплыть: ему нужно искать выход в узком пространстве, коридорах, трюмах... 

Технические дайверы плаванию в закрытых пространствах долго учатся, и погибшие были как раз из таких. 

«Такое ощущение, что все они пытались спасти друг друга, вместо того, чтобы уцелеть хотя бы одному», — анализирует Людмила Скурихина.

У дайверов есть негласное правило: если человека спасти нельзя, тогда нужно принять тяжёлое решение и спасаться самому. 

Фото: Shutterstock.com

Картина могла быть таковой: все решили помогать друг другу, и, к сожалению, все утонули. Но что именно послужило поводом для паники? Может, и был человеческий фактор, чья-то неточность... 

Эксперт отмечает, что для неё очень странно, что трагедия произошла именно с этими спортсменами. Ведь для ребят погружение не считалось экстремальным, а вполне обыденным. Нельзя сказать, что ростовчане лезли наобум, да и в объекте они ориентировались.

«Этих людей я хорошо знала, грамотные и ответственные дайверы, с ними не раз сама погружалась, они всегда всё просчитывали, перепроверяли, я уверена, что они не хотели рисковать своими жизнями», — с сожалением констатирует эксперт.

Но что-то пошло не так, что-то произошло, это из области несчастного случая, резюмирует Людмила Скурихина.

Скорее всего, аквалангисты заблудились и не смогли найти выход. Какое-то обстоятельство сильно испортило им видимость, и мутная вода застала их врасплох, у кого-то, может, случилась лёгкая паника... 

Инструктор подводного плавания поясняет: «Дайверы погибают крайне редко, но если это происходит, то обычно они рискуют, а ростовчане даже не рисковали, я уверена, что они не шли наобум, потому что это не те бесшабашные люди». 

Произошло стечение каких-то роковых обстоятельств, о которых доподлинно знают лишь коварные воды Чёрного моря.

Погибшие — успешные мужчины из Ростовской области

Утонувшие техно-дайверы были благополучными людьми, имели семьи, хорошую работу, жили в Ростове-на-Дону и области. Дайвингом они занимались профессионально, получив высшую квалификацию.

Сергей Шевяков — начальник правового отдела комбайностроительного завода «Ростсельмаша». 

Юрий Харьковский — инструктор клуба «Аквадон» (Ростов-на-Дону).

Роман Калмыков — прокурор Цимлянского района Ростовской области, ученик Юрия Харьковского в погружении под воду.

Коллеги характеризуют всех троих как профессионалов самой высокой квалификации, с многолетним опытом погружений на технические объекты.

Поисковый отряд МЧС обнаружил тела дайверов в одном из отсеков корабля на глубине около 30 метров.

Это уже не первые жертвы, которые забрал старинный линкор. Шесть лет назад, 20 августа 2009 года, при загадочных обстоятельствах погиб Игорь Оськин, сотрудник Туапсинского филиала отряда Центроспаса. Опытный технический дайвер выполнял работы на затонувшем судне.

Линкор «Свободная Россия»

Линкор «Свободная Россия» изначально назывался «Императрица Екатерина Великая» (1911–1918). 17 октября 1911 года был построен на заводе «Наваль» (ОНЗиВ) в Николаеве и вступил в строй 5 октября 1915 года.

16 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота.

Линкор «Свободная Россия». Фото: Public Domain

«Императрица Екатерина Великая» к началу 1917 года был единственным новым линкором в составе Черноморского флота. 30 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года по решению советского правительства во избежание захвата германскими оккупантами потоплен торпедами. В результате взрывов сдетонировал боезапас, корпус корабля разломился на несколько частей. В начале 1930-х годов с корабля подняли всё артиллеристское вооружение. Перед Великой Отечественной войной снятые со «Свободной России» орудия установили на башенных батареях береговой обороны под Севастополем. 

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах