Примерное время чтения: 13 минут
3616

«Повернути Кубань!» Зачем политики Украины возвращают то, чем не владели

Александр Власенко / АиФ

«Кубань це Украина», — заявляют сторонники старой идеи, которая, как болезнь, обострилась в Киеве. В Раде создано объединение депутатов, желающих «вернуть» Украине южный регион России. 

Депутат украинской Рады Алексей Гончаренко создал и возглавил межфракционное объединение «Кубань», задачей которого назвал «возвращение в культурное, политическое, социальное поле украинских этнических территорий и этнических украинцев». В группу вошли 13 депутатов, самый известный из которых — националист, комендант Евромайдана и бывший спикер украинского парламента Андрей Парубий.

Ряд СМИ связали это событие с попытками сорвать новое урегулирование на Донбассе — якобы созданием объединения «Кубань» агрессивные депутаты как бы говорят: мы хотим даже чужое, а Донбасс и подавно не отпустим с миром. Но идея об «украинской Кубани» не нова. 

В 2015 году Кубань назвал «нашей» на встрече с военными Александр Турчинов, руководивший Советом национальной безопасности и обороны Украины. Походом на Кубань грозили радикалы Дмитрий Ярош и Андрей Билецкий, избиравшиеся в Верховную Раду. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что авиасообщение его страны с Россией восстановят только после «возвращения Кубани под контроль Киева». А Киевсовет год назад даже переименовал улицу Маршала Жукова в улицу Кубанской Украины «для восстановления исторической памяти о казачьем государственном образовании на Кубани». 

Сначала спросите кубанцев

Призывы «повернути Кубань» — простой способ заработать себе очки у радикалов. Ради такого украинские политики готовы искажать события даже из недавнего прошлого.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев уже предлагал отправить на Украину партию учебников по истории и географии для восполнения пробела в знаниях о принадлежности края.

«С удовольствием пригласил бы их в Кубанский государственный университет, где им профессионально прочитают курс лекций по истории создания Кубани и Кубанского казачьего войска, — заметил глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев. — Это позволит им повысить уровень своего образования и в будущем не допускать столь нелепых инициатив и не делать подобных опрометчивых заявлений».

Также он напомнил, что уже советовал депутатам Рады для начала узнать мнение самих жителей Кубани. Считают ли они себя этническими украинцами, а Кубань — этнической территорией Украины, хотят ли они куда-либо возвращаться?

Глава Кубани Вениамин Кондратьев советует украинским политикам лучше учить историю.
Глава Кубани Вениамин Кондратьев советует украинским политикам лучше учить историю. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

Новое самосознание

Вениамин Кондратьев напомнил, что земли Кубани пожаловала казакам российская императрица Екатерина Великая, а государства Украины тогда вообще не существовало. 

Подробнее обо всём этом АиФ.ru рассказал профессор Кубанского госуниверситета, доктор исторических наук Олег Матвеев. 

«Я хочу сказать о роли украинцев в истории нашего края и развеять домыслы на эту тему, — говорит Олег Матвеев. Конечно, эти люди сыграли огромную роль в заселении нашего края, но это действительно были переселенцы из России. Нынешние украинские территории входили в состав Российской Империи, никакого государства Украины не было. Некоторые украинские коллеги считают Запорожскую Cечь отдельным государством, но на Кубань переселялось даже не Запорожское казачье войско. Это было уже служилое Черноморское казачье войско, в котором бывшие запорожцы составляли лишь треть. Это войско формировалось исключительно как иррегулярная часть Императорской армии после того, как Сечь прекратила существование в 1775 году».

 Казаки Кубанского казачьего войска на фоне памятника Екатерине Великой, даровавшей их предкам эти земли.
Казаки Кубанского казачьего войска на фоне памятника Екатерине Великой, даровавшей их предкам эти земли. Фото: АиФ/ Александр Власенко

По его словам, позднее к Черноморскому казачьему войску массово подселяли выходцев из Черниговской, Харьковской и Полтавской губерний. Но всё это были территории со своими культурными особенностями. Например, жители Харьковской губернии (Слободская Украина) имели давние связи с русскими, тесно взаимодействовали в языке, быте, обрядах. Уроженцы Черниговской губернии также были представителями русско-украинско-белорусского пограничья. Среди них было немало так называемых «литвин» тогдашних белорусов. Есть и другая сторона вопроса. 

«Дело ещё в том, что вся эта украинская этнографическая группа, представленная Черноморским казачьим войском, постоянно взаимодействовала с южнорусской этнографической группой, продолжает историк. Здесь происходило формирование нового самосознания, которое уже было связано с Россией и Кубанью. К началу XX века это самосознание было закреплено в самоназвании "кубанские казаки", которые являлись частью, субэтносом русского народа. То есть выбор своей идентичности кубанцы сделали давно, и к территории Украины он не имеет никакого отношения. Называть Кубань частью Украины глупость и фальсификация». 

Для примера он напомнил о бывших азовских казаках, в 60-х годах XIX века зачисленных в состав Кубанского войска. Это были, казалось бы, прямые потомки запорожцев, которые в годы русско-турецкой войны 1828-1829 годов перешли на сторону России.

«Им выдали земли на Екатеринославщине, это нынешняя Днепропетровская область, а службу они несли у нас на Черноморском побережье, объясняет Олег Матвеев. Они боролись с контрабандой, с работорговлей. В честь этого войска, например, названа станица Азовская в Северском районе нашего края. Так вот в конце XIX века там проводилось анкетирование, и жителей тогда ещё хутора Азовского спрашивали об их запорожском прошлом. Они все отвечали, что ничего не помнят о Запорожье. То есть они уже адаптировались в новой этнокультурной среде и жили нуждами Кубани».

По словам Олега Матвеева, на Кубани были отдельные не казачьи села и хутора, населенные переселенцами-малороссами. Но и они постепенно адаптировались к местным условиям. Сегодня украинскую идентичность могут демонстрировать лишь поздние переселенцы 1960-1990-х годов.

К этим берегам Тамани, где сейчас действует Выставочный комплекс «Атамань», в 1792 году причалили первые казаки-черноморцы.
К этим берегам Тамани, где сейчас действует Выставочный комплекс «Атамань», в 1792 году причалили первые казаки-черноморцы. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Балачка не украинский 

Он отмечает, что само понятие «Украина» ещё в XVII веке подразумевало «окраину» государства. Неслучайно и Сибирь в то время называли «сибирской окраиной». А вот этническое наполнение термина «Украина» насаждалось извне.

«В России были сторонники областничества, отстаивавшие некую южнорусскую народность, имея в виду украинцев, говорит Олег Матвеев. Были и перекосы со стороны царского правительства. Одно время украинский язык запрещали при Александре III. Но в основном украинский национализм создавался искусственно для разрушения российской государственности. Во второй половине XIX века этим занималась военно-политические круги Австро-Венгрии. Потом эту эстафету подхватила гитлеровская Германия. Всегда были желающие расколоть государство по национальному признаку».

Отдельно историк сказал о событиях в годы Гражданской войны и после неё. Как раз с этим периодом в Киеве связывают понятие «Кубанская Украина». Речь о самопровозглашённой в 1918 году Кубанской народной республике, представители которой вели переговоры с Украинской народной республикой. «Черноморская фракция» в Кубанской Раде ориентировалась на Украину, а «линейная» стояла за Россию. Но рядовое казачество было далеко от этих споров. Да и принятая Радой конституция Кубанского края видела Кубань лишь в составе РСФСР.

«После окончания Гражданской войны большевики искали себе союзников в борьбе с царистским прошлым, рассказывает Олег Матвеев. Для этого в 1920-30-е годы ими проводилась насильственная украинизация региона. Но они конструировали то, чего не было. В итоге сами же большевики прекратили эти эксперименты, а их участников обвинили в буржуазном национализме. Украинизация не оправдалась ни сверху, ни снизу. Мы работали в этнографических экспедициях и спрашивали старожилов о тех годах. Они нам рассказывали, что их родители забирали детей из школ, где насаждали украинский язык. Люди плохо его понимали». 

Екатеринодар (Краснодар) в начале XX века.
Екатеринодар (Краснодар) в начале XX века. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Примерно так же на Кубани воспринимали и попытку ведения делопроизводства на украинском языке. Он только затруднял общение и мешал. В западной части Краснодарского края и сегодня можно услышать местный диалект с украинской основой, но ставить знак равенства между «кубанской балачкой» и украинским языком нелепо. Она возникла в результате взаимодействия южнорусского и восточно-украинского языковых массивов.

«Но хочу отметить, что сегодня у нас никто не мешает людям сохранять свою украинскую идентичность, гордиться героическим прошлым украинского народа, говорит Олег Матвеев. В Краснодаре есть памятник Тарасу Шевченко, имеется историко-культурное общество "Кубань-Украина", проводятся научные конференции, культурные мероприятия. Знаменитый Кубанский казачий хор исполняет украинские песни, ставятся пьесы украинских авторов. Никто не притесняет украинскую культуру. Если хотите, выпускайте свои газеты, журналы, изучайте язык. Однако навязывать Кубани чуждые представления, политические пристрастия, национализм недопустимо».

Фриков не поддержат

Большинство жителей Кубани не обращают внимания на заявления украинских политиков относительно принадлежности региона. В лучшем случае на эту тему шутят. В то же время многим небезразлична судьба Украины, и они следят за происходящими там событиями. В числе таких людей  коренной краснодарец Максим Куликов. Он работает журналистом, и его интерес к соседней стране профессиональный. 

«Конечно, Кубань очень тесно связана с Украиной, её историей и культурой, говорит Максим Куликов. — Но в правящих кругах наших соседей сейчас доминирует западноукраинский, галичанский настрой. У них проевропейские взгляды, желание вступить в НАТО и Евросоюз. На Кубани эти идеи не находят поддержки. Население края достаточно консервативно, и в целом тут антизападные настроения». 

Кубанские казаки в Крыму во время событий 2014 года.
Кубанские казаки в Крыму во время событий 2014 года. Фото: Из личного архива/ Андрей Агапов

«Возвращение» Кубани не может иметь популярности и по экономическим причинам, продолжает Куликов. Краснодарский край более развит и богаче, нежели украинские регионы. С моей точки зрения, все эти разговоры троллинг, которым занимаются политические фрики. К ним можно отнести и депутата Верховной Рады Алексея Гончаренко. Самое интересное, что этот персонаж из Одессы когда-то был членом "Партии регионов", которую возглавлял, как сейчас говорят на Украине, пророссийский президент Виктор Янукович. Тогда Гончаренко активно выступал за то, чтобы русский язык стал вторым государственным».

В сети можно найти украинский фильм «Кубанські козаки. А вже літ двісті...», выпущенный в 1992 году. Его создатели пытались доказать присутствие украинского самосознания на современной Кубани. Показателен эпизод с тогдашним атаманом Кубанского казачьего войска Владимиром Громовым. На вопрос репортёров «Тобто можна сказати, що ви хохол чи ні?» казачий генерал засмеялся и ответил: «Нееее, мы русские, но особенные русские». Кстати, читавший закадровый текст актёр Богдан Ступка говорил не «в Украине», а «на Украине». Как известно, сейчас сторонники «незалежности» считают такой вариант чуть ли не оскорблением. Жители Краснодарского края как раз не считают зазорным употреблять предлог «на», а вот сказать «в Кубани» тут может разве что приезжий.

Притязания украинских политиков не выдерживают критики и с точки зрения национального состава Кубани. Согласно переписи 2010 года только 1,6% её жителей считают себя украинцами. Это даже не вторая, а третья по численности национальность региона. На втором месте армяне, которых в крае 5,5%.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах