В Интернете всё большую популярность набирают ролики, где показано, как люди ведут себя в ситуации, когда нужно помочь незнакомому человеку. Началось за границей, затем это модное поветрие перекинулось и на просторы Рунета.
Из профессора Плейшнера видеопранкер не получился бы
С Артёмом Петровым и Ильёй Левицким, авторами летнего видеохита Kiss Me I'm Desperate, мы встретились в популярном парке «Швейцария». Несмотря на жаркий полдень, здесь многолюдно. Обстановка полной секретности, переодевание и засада напомнили шпионские страсти незадачливого профессора Плейшнера из «Семнадцати мгновений весны». Однако подростки подготовились основательнее: фото-, видеоаппаратура, полная сосредоточенность на акции и вера в успех. Сегодня они собираются проверить, помогут ли люди незнакомому человеку, которому стало плохо.
Артём и Илья называют себя видеопранкерами. До сих пор больше было известно о телефонных пранкерах, которые хулиганскими звонками доводят людей до белого каления. Артем и Илья от телефонных хулиганов решительно отмежёвываются.
«Неправильно связывать пранкерство исключительно с хулиганством, — говорит Артём, переодеваясь для акции в другую одежду. — Ведь в переводе с английского prank означает всего лишь "шалость, проказа, шутка". Нам интересно не доводить людей, а посмотреть на их поведение в необычной ситуации, понять самим и показать другим, сколько вокруг нас равнодушных и сколько тех, кто готов прийти на помощь».
«Из профессора Плейшнера видеопранкер не получился бы, — смеётся Илья. — Потому что он был слишком рассеянный, а для видеопранка нужна сильная концентрация внимания».
«Поцелуй меня: я в отчаянии»
Артём и Илья — обычные нижегородские школьники. Им по 16 лет, они ученики выпускного класса одного из нижегородских лицеев. Любят играть в футбол и часами зависать в Интернете. Именно там они увидели англоязычный ролик, где такие же обычные ребята записали на видео свой социальный эксперимент: молодой человек стоит на улице с плакатом «Поцелуй меня: я в отчаянии», а прохожие, каждый по-своему, реагируют на необычный призыв. Нижегородцы решили повторить успех своих зарубежных сверстников в Youtube. Артём выступил в роли отчаянно ждущего внимания парня, а Илья снимал происходящее на видео.
— В этом был некий вызов окружающим?
— Скорее, самому себе. Сначала было неловко стоять на центральной улице города с таким плакатом, не знал, куда себя деть, — улыбается Артём. — Но примерно через полчаса стал себя чувствовать свободно и даже начал получать удовольствие от ситуации. Почувствовать себя независимым от мнения окружающих — это приятно.
За три часа, пока длилась акция, к Артёму подошло около пятидесяти человек в возрасте от 15 до 60 лет: девушки, бабушки и даже мужчины. Его целовали, фотографировались с ним, спрашивали, что довело его до отчаяния и как ему помочь. Самое большое впечатление на ребят произвела невеста со свадебным кортежем и мужчина, к яркому сочувствию которого Артём оказался не готов.
— Что вы узнали о нижегородцах во время этой акции?
— Они в своей массе добрые и любят целоваться, это и в нашем ролике можно увидеть.
Артёма теперь узнают на улицах: «Это ты тот отчаявшийся парень с поцелуями?».
Без трюков старухи Шапокляк
Видеопранкеры готовы к новому социальному эксперименту: аппаратура замаскирована, точка съёмки выбрана, а Артём уже переоделся в другую одежду. Он должен будет изображать человека, который неожиданно теряет сознание во время телефонного разговора и падает на землю на глазах у прохожих. Цель акции — посмотреть, много ли людей придёт на помощь незнакомцу.
— Мы специально выбрали такую ситуацию, когда от людей требуется не жертвовать чем-то, а просто проявить внимание и сочувствие, — говорят пранкеры. — Нам не близки глупые трюки с кошельком старухи Шапокляк. Всё, что нас интересует: самим узнать, какие люди живут вокруг нас, и показать это другим.
Артём и Илья — ребята интеллигентные, воспитанные, поэтому выработали своеобразный кодекс видеопранкера:
- акции не должны быть жестокими, их задача — взывать к лучшим чувствам людей;
- не стоит подвергать проверке пожилых одиноких людей, которые могут слишком остро среагировать;
- малолетние дети без родителей могут стать объектами только самого доброго пранка;
- обязательно разъяснять потом людям, что они стали участниками смоделированной ситуации;
- видеопранк — это не хулиганство, а попытка нарисовать коллективный портрет горожан.
Бойся равнодушных
Сначала Артём «терял сознание» на одной из боковых аллей парка, где время от времени прогуливались отдыхающие. Место проведения эксперимента ребята выбрали довольно провокационное: в своё время в парке нередко можно было встретить стайки наркоманов, за одного из которых можно было принять и экспериментатора. Артём одет в чистые рубашку и шорты, пострижен, розовощёк и производит впечатление подростка из благополучной семьи. Но разве важно, с кем приключилась беда? Помочь надо в любом случае.
На аллее Артёму удалось встретить меньше всего неравнодушных людей. Мимо него несколько раз прошли люди, деловито говорящие по мобильному телефону, одинокие и в компании спутников. Чаще всего проявляли осторожное любопытство мамочки с колясками, хотя никто не решился помочь парню подняться.
— Наверное, принимают его за наркомана, — шепчет Илья, снимающий происходящее на видео из кустов. — Здесь всё-таки народу не так много, может, боятся чего-то. А ведь случись это на самом деле, человек и погибнуть может, если вовремя не помочь.
На центральной площади парка видеопранкерам повезло гораздо больше. Женщина с голубой косынкой на шее не только помогла парню подняться, но и дала ему таблетку и отвела в соседний павильон, чтобы он присел и пришёл в себя. Проявил желание помочь незнакомец в белой рубашке, поспешивший скрыться сразу же, как Артём очнулся. Молодой человек южной наружности, подскочивший к нему с криком: «Что с тобой, друг?», не отошёл от него, пока не убедился, что парень в порядке. Женщины с детьми, охранники парка, молодые и пожилые, — многие хотели помочь незнакомцу, потерявшему сознание. Узнав от Артёма, что с ним всё в порядке, люди улыбались, никто не выразил неудовольствия. Некоторые даже одобрили действия парней, мол, надо напоминать о неравнодушии всеми способами.
Артём и Илья остались довольны результатами своего эксперимента: «Всё-таки народ в основном добрый, и это не может не радовать». Пранкеры пока не решили, свяжут ли свою судьбу с социальной психологией или кинематографом. А может, выберут профессию, которая совершенно далека от этих сфер. Но понятно главное: кем бы ребята ни стали, они не останутся далеки от желания помочь ближнему.
Комментарий психолога-практика Натальи Васильевой:
«В наше время общение зачастую переходит из реальности в область виртуальных коммуникаций, в частности в Интернет. С развитием технологий люди становятся намного более разобщены: многие предпочитают мир гаджетов отношениям с реальными собеседниками. Поэтому теряются навыки непосредственного общения, стираются ценностные понятия, которые касаются поведения в социуме. Однако потребность в общении с себе подобными не пропадает, просто теперь она реализуется другими способами. И всегда были, есть и будут люди, которым новомодные коммуникационные технологии не заменят живого общения. Человеческая потребность в самореализации и самоутверждении в обществе других людей, поиск единомышленников по мировоззрению остаются крайне важными. Поэтому в Интернете идёт поиск новых форм выражения всё тех же вечных исканий себя в шкале добра и зла. Видеоролики с социальными экспериментами — это способ не только выразить себя и предъявить свою систему ценностей социуму, но и показать срез коллективного поведения. Примерно 70 % тех, кто смотрит эти ролики, подключаются к показанному, ассоциируют себя с тем или иным персонажем и настраивают свои внутренние реакции. Можно сказать, что если раньше в качестве побудительного мотива к какой-то форме поведения служили книги, то сейчас к ним добавились герои фильмов, телевидения и видеороликов».