О проблемах современных семей, школьном образовании и новом уроке «Семьеведение» мы поговорили с профессором, академиком РАО, доктором психологических наук Артуром Реаном.
К браку надо готовить
Юлия Тутина, «АиФ»: — Артур Александрович, согласно статистике, в России распадается 50% браков — цифра удручающая. В чём причина?
Артур Реан: — Причин, как всегда у таких сложных явлений, несколько. Первая — резкое уменьшение важности материальной составляющей брака. Веками многие браки держались на материальной зависимости женщины, которой просто некуда и не на что было уходить от мужа. Сейчас этого тормоза нет. Вторая — изменение общественного мнения о разводе и жизни вне брака. Раньше общественное осуждение было сдерживающим фактором, сегодня общество стало более терпимым. Согласно нашему недавнему исследованию, 54% старшеклассников положительно относятся к такой форме совместной жизни, как гражданский брак. 29% не определились с мнением и только 17% против этого.
Ещё одна причина, по которой вступившие в брак легко идут на развод, — неготовность на психологическом уровне, незнание, как идти совместно, семьёй, по жизни. Достаточно часто разводы случаются там, где серьёзной причины нет, а имеющаяся причина воспринимается как катастрофическая. Супруги элементарно не знают, как разрешить конфликтную ситуацию, и единственным решением видят развод. Потому нынешней молодёжи необходима серьёзная подготовка к браку. Такого же мнения придерживаются 66% опрошенных нами школьников.
— А как их готовить?
— Конечно, самый лучший путь — это когда молодой человек научается в своей родительской семье. Но, увы, на вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту, в которой вы выросли?» категорично «нет» отвечают 34% опрошенных старшеклассников, 24% сказали «не знаю». Это же катастрофически много! Потому на помощь молодёжи должна прийти в этом вопросе школа.
— Неужели можно любви научить?
— Семья является предметом науки. И если любви научить, конечно, нельзя, то счастливой семейной жизни — можно. Чаще всего разрушение семьи происходит не по причинам действительно непреодолимым, а потому, что не хватает навыков жизненных, опыта или просто знаний, как преодолевать те или иные жизненные ситуации, неизбежно возникающие в семье, — преодолевать конфликты не только между супругами, но с тёщей-тестем, свёкром-свекровью. Они тоже часто являются причиной разводов, потому что тёща — чужой человек для зятя, а для его жены — родная мама.
При этом семья как ценность в сознании молодёжи, старшеклассников занимает, согласно большинству исследований, первое место. На втором-третьем — любовь и здоровье. Современные дети свою жизнь видят именно в семье. Поэтому проблемы возникают на уровне неумения эту ценность создать и сохранить. За границей есть службы медиации, разрешения конфликтов, и обращаться к ним с семейными проблемами — нормально. А у нас пока, оказывается, проще развестись.
— А может, действительно проще развестись? Разбитую чашку не склеить?
— Если нет детей, может быть, и лучше. Но если в семье подрастает ребёнок, однозначно — нет! Развод, когда есть дети, — это не сама трагедия, это только её начало. Потому что под угрозой оказывается благополучие маленького человека, который любит и маму, и папу и в обоих нуждается. Родители могут заново построить свою жизнь в других семьях, но на жизни ребёнка развод сказывается негативно.
— Глава синодальной комиссии по вопросам семьи протоиерей Димитрий Смирнов в беседе со мной сказал, что главным уроком в школе должен стать урок семейных отношений. А большинство знаний, которые дают в школе, избыточно...
— Я абсолютно уверен, что в современной школе огромное количество совершенно лишних знаний. Взглянем на то, что изучают обычные старшеклассники в курсе математики или физики. Уравнение состояния идеального газа — где и когда они это будут применять? Или элементы релятивистской динамики, деление ядер урана, бином Ньютона, вычисление интегралов... Я сам заканчивал физико-математический факультет университета. И эти интегралы мы брали, только будучи студентами!
Зачем это обычному ребёнку? Некоторые темы по своей сложности таковы, что травмируют психику детей. Это обычный школьный курс, а темы, которые там изучаются, требуют специальных способностей. Если это ответственный ребёнок, то он пытается их освоить, выучить. У него ничего не получается, из-за чего рушится самооценка, появляется неуверенность в себе. Недавно мы провели исследования — задали второкурсникам вопросы из школьных учебников, по которым они учились. На некоторые никто не ответил! На большинство ответили только 10–15%.
Зато про строительство семейных отношений в школе не говорится ни слова. Ничегошеньки про физиологию и гигиену умственного труда. Элементарно не объясняют, почему с точки зрения здоровья очень вредно заниматься за полночь. Ни слова про правильное питание. Но ведь как раз такие прикладные знания для будущей жизни более необходимы, чем решение интегралов.
— Кто те люди, которые донесут новый курс «Семьеведение» до детей?
— Это краеугольный вопрос. На мой взгляд, нужно организовать курсы повышения квалификации для людей, имеющих уже базовое психолого-педагогическое образование. У нас в каждом регионе есть институты последипломного педагогического образования. Ну и, конечно, нужны практические сопреподаватели — семьи, прожившие в браке много десятилетий, мужчины, которые хорошо и правильно воспитывают своих детей...
Навыки жены и мужа
— Я ознакомилась с учебником и убедилась в том, что курс вообще ориентирован на практику...
— Да, весь курс построен на практических семинарских занятиях, на интерактиве.
Вот пример. Урок по теме знакомства. После небольшого теоретического введения класс делят на четыре группы. Одни — знакомство в школе. Другие — на улице. Третья группа — в соцсетях и четвёртая — знакомство через знакомых или на вечеринках. И в процессе обсуждения они определяют преимущества способа и недостатки. То есть они получают вывод в результате дискуссии. Затем все четыре группы вместе собираются, докладывают свои результаты — появляется элемент соревновательности. Или другая тема: семейные конфликты. Работаем в микрогруппах, разбирая возможные конфликтные ситуации. Самые бытовые: жена сварила обед, суп оказался пересоленным, мясо пережаренным. Разыгрываем эту ситуацию так: кто-то берёт на себя роль жены, кто-то роль мужа. Или, например, разбираем такой поворот событий: муж задержался на работе и не предупредил супругу. Или к вашей жене пришла подруга, которую вы терпеть не можете, и она хочет остаться у вас переночевать. На уроках дети ищут пути выхода из конфликтов. Поверьте мне, после таких занятий в голове у детей останется больше навыков, чем если вы с ними теоретически поговорите.
— У многих в школе были курсы этики и психологии семейной жизни. Помню, как хихикали мальчишки, когда обсуждались некоторые семейные темы. Как сделать так, чтобы курс «Семьеведение», действительно важный и нужный, вызывал у детей интерес?
— Любая хорошая идея может быть дискредитирована, превращена в профанацию и низведена до насмешек, о которых вы говорите, если её реализовывать неграмотно, без должной профессиональной подготовки. Бывает, и на уроке ботаники над пестиками и тычинками хихикают. Очень надеюсь, новый курс даст исключительно позитивный результат, который оценят и сами дети, и родители. И кстати, может, откроют дорогу другим курсам.