Когда Оксана Сахарова решила «поиграть» в куклы, она уволилась с должности начальника отдела маркетинга Калининградского Янтарного Комбината, а на выходное пособие купила печь для обжига фарфоровых изделий.
Отказаться от стабильной зарплаты ради хобби, особенно когда в семье трое детей, было непросто. Но Сахаровы решились и ни разу не пожалели об этом. Куклы принесли не только доход, но и премию Pandora Platinum – кукольный «Оскар». Оксана получила её за кокетку Лулу – прототип голливудской актрисы Луизы Брукс из легендарного бродвейского шоу 1920-х гг. «Девушки Зигфелда».
За год она может создать максимум 9 кукол. Для каждой (ростом от 70 см) надо изготовить 15 гипсовых форм, поэтому гипс в этой семье закупают мешками. Гости Сахаровых уже привыкли, что кукольные запчасти сохнут в самых неожиданных местах – на ограде или веранде.
«Работа с гипсом не самая приятная – пыль, грязь. Бывает, тяжёлую форму уронишь на ногу. Хочется плакать, но спасает юмор, – говорит Оксана. – Немало сил отнимают и долгие часы шлифовки кукольных частей. Хрупкие, как мел, кукольные пальцы так и норовят сломаться. Нужна предельная аккуратность. Фарфор обладает памятью: приклеить можно, но восстановить до идеального состояния не получится».
Однажды новую куклу разбил кот. Слёз было! Зато дочери Олеся, Татьяна и Лолита запомнили раз и навсегда: мамины красотки не для игры!
Под каждую коллекцию Сахарова делает свою мастер-модель. Для античных красавиц – одни пропорции, для барочных – другие. Скульптуре она училась у Василия Селиванова. Это его руки Андрей Кончаловский снял в новом фильме, посвящённом жизни и творчеству Микеланджело Буонарроти.
Лишать свои произведения движения Оксана не стала: они на шарнирах – могут сидеть, стоять. Малейший поворот головы – и вот уже настроение куклы меняется. А ещё мастерица долго работает над тем, чтобы «убрать» кукольное лицо. Лица должны быть с какими-то изъянами, асимметричные – как у людей.
Все костюмы Оксана делает сама: шьёт, вышивает, красит материю. Ткани и кружева для роскошных нарядов ищет даже на антикварных ярмарках. У дамы, пусть и кукольной, всё должно быть по высшему классу: кринолин под юбкой, панталоны со швом, чулочки с узорами и, конечно, кожаные туфельки, которые до XIX в. шили на одну ногу.
«Куклы – создания своенравные. Бывает, подберёшь ей жабо, а она не соглашается. Требует более изящный наряд», – улыбается Оксана.