Инженер, юрист, филолог, врач, повар и даже изготовитель бочек. В обыденной жизни у всех этих людей самые привычные профессии. Но по воскресеньям они надевают расшитые своими руками сарафаны или старинные молодецкие шаровары и спешат в челябинский храм Василия Великого. Здесь православная молодёжь проводит традиционные русские вечерки.
На два века назад
В храме тихо и немноголюдно. Запаздывающие прихожане ставят свечи и устремляются по домам. Вечер воскресенья. Вечерочники же только спешат в церковь: сначала, как водится, по старинной русской традиции, испить чаю с баранками, а позже – спеть частушки под балалайку, поплясать, отрепетировать народные забавы – кулацкие бои, стенку на стенку. Идёт масленичная неделя, а потому все сегодняшние приготовления – репетиция перед празднованием Широкой Масленицы.
Идейный вдохновитель и постоянный участник вечерок, иконописец храма Александр Акулов заходит в хранилище традиционных русских костюмов. «Здесь не только старинные одежды, есть и новодел, – говорит он. – Но всё, что девушки шьют и вышивают своими руками, делается чётко по древним эскизам.
Мы ездим в фольклорные экспедиции по деревням, где собираем и записываем неизвестные частушки, сказки русского народа. А ещё просим бабушек и дедушек показать основные движения старинных танцев, продемонстрировать нам свои одежды – подвенечные платья, украшения. Фотографируем народные наряды, учимся играть на балалайке, баяне. Вот этот старинный платок был соткан минимум сто лет назад из настоящего хлопка. Нам подарила его одна прихожанка. Посмотрите – за более чем вековую историю он ничуть не выгорел, не потерял форму».
Акулов показывает кокошник, расшитый золотом. «Он сделан полтора века назад. Его носили только мужние дамы, закрутив косы вокруг головы».
В ризной храма уложены аккуратные стопки сотканной ткани. Купленные у бабушек-мастериц из уральской глубинки шелка и хлопок ждут своего превращения в древнерусские наряды. Вечерочницы раскроят из них традиционные девичьи сарафаны, сделают традиционные русские украшения.
В шкафу на вешалках – девичьи платья и молодецкие рубахи. Эти костюмы, сшитые на руках, парни и девчата надевают на посиделки. Говорят, когда одет в костюм той эпохи, ноги сами просятся в пляс. И народные песни звучат так, как пели их два века назад.
«Ходите, девчонки, на вечерки»
«Уж ты, бабонька молоденькая, чернобровенька, хорошенькая», – заводят частушки вечерочники. Во главе стола, как водится, балалаечник. Он учит совсем ещё молоденького хлопца, девятилетнего Алексея, балалаечному искусству. У парня уже получается: вечерочники с готовностью подхватывают мелодию юного музыканта.
Пока на Руси нет поста, красны девицы соревнуются в кулинарном искусстве. На столе – пироги, запеканки, баранки и пряники. Посиделочницы всё выпекли дома, а сейчас накрывают столы с угощениями. Признанная мастерица Татьяна Карпова нарезает пирог с капустой. В стаканах – компот из черноплодной рябины. Или чай на травах. Иные напитки вечерочники не признают.
«Раздайся, народ! Меня пляска берёт! Без гармони, без дуды ноги ходят не туды», – первые пары устремляются в пляс. Здесь, на вечерках, парни и девушки присматриваются друг к другу, «приплясываются». Именно так было и в старину.
«Заметелица», «Тетёра», «Усть-уйский Жиган» – эти непонятные для современников слова ещё каких-то сто лет назад были популярнейшими танцами. Бравые хлопцы смело ведут своих юных дам в расшитых платьях. Пусть не все движения пока получаются слаженно и синхронно: более опытные вечерочники всегда подскажут молодым, как плясали их прадеды, как выглядели молодецкие пляски и чем отличались от поцелуйных. Вечерочники, как их прадеды и прабабушки, знакомятся, влюбляются и целуются. Так испокон веку происходило на Руси.
«Идея вечерок – чтобы всё было, как в старину, – рассказывает Ирина Расина, одна из постоянных участниц вечеров, учитель русского языка и литературы. – Сейчас принято подсунуть детей бабушкам, а самим побежать на дискотеку. А вечерки нужно посещать всей семьёй – мама, папа, дети. Тогда и будет достигнут результат – с детства девчонки и мальчишки наши знают русские забавы, тренируются в стеночных боях; а уж как девчонки мамины бусы любят примерять, это видеть надо. Я со студенческой скамьи, уже лет двадцать, фольклорными, краеведческими и этнографическими вещами увлекаюсь, остаётся только удивляться, как интересно в Древней Руси люди жили, не то что нынче, когда мир ограничен компьютером и телевизором».
Самый юный участник вечерок – шестимесячный Саша. Малыш здесь не в первый раз. Мама с папой впервые принесли его на традиционную вечерку, едва он выписался из роддома. Потому большое количество народу и молодецкие танцы Сашу ничуть не пугают. А вот пятилетняя Катенька уже знает основные движения кадрилей, хороводов, «восьмёр» и «шестёр». И помогает маме завязывать многочисленные подъюбники её старинного русского сарафана.
Не дань моде, а жизнь по обычаям
«Когда вечерочники Таня и Михаил объявили о своей свадьбе, это стало культурным событием Челябинска, – с улыбкой вспоминает Акулов. – В назначенный день храм ломился от представителей прессы. Все местные фотографы, щёлкая вспышками, стремились запечатлеть свадьбу, полностью проведённую по старинному русскому обычаю – невеста с подругами сама ткала себе ткань на подвенечный сарафан, потом кроила и шила его, только на руках, без машинки швейной, конечно, девушки плели ей косы, ну, и жених одет был в русский народный костюм, рубаху и шаровары. Сейчас Татьянин голубой с золотой вышивкой сарафан занял своё почётное место среди других наших русских национальных нарядов».
«Мы не отдаём дань моде на старину, мы стараемся жить по обычаям Древней Руси, – объясняет вечерочница Карина, практикующий юрист. – Разучиваем народные танцы, в повседневной жизни всё же придерживаемся канонов православия. Вот на девочке надет самотканый сарафан прошлого века, на аукционе куплен за пятнадцать тысяч. Действительно, настоящие вещи ценятся дорого. И мы их приобретаем не для того, «чтобы были», а чтобы в них петь и танцевать, показывать людям».
Эффект самовара
Шумной гурьбой вечерочники устремляются во внутренний двор храма. К масленичным гуляниям нужно отрепетировать игры – «Ремешок» и стенка на стенку.
Оказывается, народные забавы тоже имеют свои правила: в стенке на стенку задача не соперника повалить, а самому на ногах устоять. При сближении двух «стенок» молодцы издают характерные звуки «У-У-У»: задача – как бы запугать противника, показать свою силу и мощь. Ну, а ремешок служит для «вызова к бою»: голящий должен пройтись им по ноге того, кого вызывает помериться силами.
Немногочисленные прохожие оглядываются на молодёжь в широченных шароварах и хромовых сапожках – и быстро устремляются восвояси. «Это они не нас не от мира сего считают, – улыбаются вечерочники, – стесняются своих современных одинаковых одежд, однотипных пуховиков и брюк, причём и на женщинах, и на мужчинах. Девчонки не знают, как на Руси барышни грелись в морозы. Надо больше подъюбников надевать! Создаётся эффект самовара, и можно всё гуляние на улице провести, совсем не холодно. Вот скоро Масленица, целый день будем на морозе, но мы не боимся».