«К сожалению, а может, и к счастью, в России женщина на денежной купюре появилась всего один раз. И на ней, конечно, красовалась Екатерина II, которая впервые ввела бумажные ассигнации в нашей стране», — рассказывает о легендарном сторублёвом билете (в народе был известен как «катеринка» — прим.ред.) пенсионер-бонист Николай Шафранский.
Именно с этой банкноты, считающейся одной из самых красивых в мире, и началась разрастаться коллекция купюр с портретами женщин. Сейчас собрание «денежных дам» Шафранского насчитывает почти 600 экземпляров. Марки, доллары, песо, кроны — чего здесь только нет. А на них мелькают, словно сошедшие с картин, то Сезария Эвора, то Астрид Линдгрен, а то и вовсе голливудская звезда Грета Гарбо.
Деньги и женщины
Всю свою жизнь Шафранский проработал электриком на краснокамской фабрике «Гознак», где, помимо обычной бумаги для бытовых нужд, производились и банкноты. Сначала Николай из собственного любопытства изучал историю производства российских денег, а чуть позже начал собирать различные купюры у себя дома.
В какой-то момент мужчину заинтересовал не сам процесс изготовления купюр, а изображения женщин на бумажных деньгах. Тогда-то ему и попалась дореволюционная «катеринка» 1910 года выпуска, поразившая размером и невероятной красотой. Её оформлением занимался знаменитый латвийский художник и график Рихард Зариньш.
«Я задался вопросом: а сколько в мире ещё женщин на банкнотах и много ли купюр вообще было в обращении? Потихоньку увлёкся этой темой и начал собирать деньги», — вспоминает бонист.
«Феминизм» в деньгах
В течение семи лет его коллекция пополнялась купюрами различных валют. Часть он приобретал на аукционах в интернет-магазинах, часть привозили родные или знакомые из других стран, что-то лично покупал в заграничных путешествиях. В итоге ему удалось собрать почти полную коллекцию «денежных дам».
О самой дорогой своей покупке пермяк таинственно умалчивает. Однако о самой старой банкноте с радостью говорит. Это одно кубинское песо 1896 года.
Всего в коллекции Шафранского 56 женщин. Первое место, по его словам, безоговорочно, занимает Елизавета II, традиционно представляющая Британское Содружество наций и бывшие колонии королевства, в основном африканские.
«Деньги отражают суть времени, настроение той или иной эпохи, когда они были созданы. К слову, дамы были довольно редкими гостями на банкнотах до XIX века. Лишь с появлением такого движения, как феминизм, когда прекрасная половина человечества решила заявить о себе и своих правах, на купюрах стали появляться суфражистки, женщины-писатели и учёные», — поясняет Шафранский.
От царицы Тамары до Сезарии Эворы
Женщин увековечивали на деньгах за выдающиеся заслуги перед страной, а также за популяризацию культурных ценностей своего народа во всём мире. Например, портрет певицы Сезарии Эворы размещён на купюрах африканской страны Кабо-Верде. Объехав с гастролями полмира, она без раздумий жертвовала почти все деньги родным островитянам.
Кроме того, до введения евро женщин на европейских купюрах было предостаточно. На итальянских лирах находилась гуманистка и педагог Мария Монтессори, немецкие марки украшал портрет многодетной матери и супруги известного композитора Клары Шуман, а на французских франках было помещено изображение лауреата Нобелевской премии Марии Склодовской-Кюри.
Среди «денежных дам», оставшихся с нами по сей день — поэтесса и писательница Леся Украинка, изображённая на гривнах, Астрид Линдгрен на шведских кронах, королева Таиланда Сирикит на батах, царица Тамара на грузинских лари и многие другие.
«Вы только посмотрите, с каким трепетом художники относились к деньгам, где изображены девушки. Это настоящие произведения искусства, а создавали их знаменитые художники: Альфонс Муха, Густав Климт. Поэтому даже на купюрах дамы выглядят обворожительно: причёска, наряд, макияж, взгляд — их образы достойны места в любой галерее», — считает бонист.
Будущее — за женщинами!
Возвращаясь к истории России, стоит отметить, что в советское время художники пытались изобразить на деньгах пропагандистские образы женщин-тружениц, но ни один проект не был реализован: Владимир Ленин был вне конкуренции. В наше же время на пятидесятирублёвой купюре можно увидеть лишь скульптуру женщины: часть петербургской ростральной колонны. Она символизирует одну из российских рек.
Пенсионер хранит свою коллекцию дома в специальных вкладышах и альбомах. В будущем же хочет расширить экспозицию. «Тенденции к этому есть, — добавляет он. — В ближайшие годы власти США и Канады планируют добавить женские портреты на банкноты своих стран: женщину-негритянку, выступающую против рабства, Гарриет Табмен, а также борца с сегрегацией Виолу Десмонд».
«В России пока преобладает, дискриминация в этом плане. Но надеюсь, что и у нас скоро ситуация изменится», — подытоживает Николай Шафранский.