В профессию Юлия Петрушкова, больше известная в Сети как julia_choco, попала случайно. Однако любовь к авиации и своей работе так ее затянула, что уйти на землю она решилась лишь через 11 лет. О наборе бортпроводников девушка узнала от подруг. Прошла медкомиссию, затем три месяца активного обучения, стажерские полеты, еще одно обучение на широкофюзеляжные самолеты — и буквально через год уже летала по всему миру: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Мексика, Гонконг, Мальдивы. Сегодня Юлия работает в пиаре и активно ведет свои страницы в соцсетях, правда, признается, что скучает без полетов. Несмотря на ночи без сна, постоянные стрессы и ненормированный рабочий график, 11 лет в небе стюардесса называет «самыми счастливыми». Ко дню бортпроводника специально для aif.ru Юлия вспомнила несколько забавных историй из своей профессиональной жизни.
История № 1. Потеряла туфельку
Эта история произошла со мной, когда я только начинала летать. Перед выездом на работу я всегда внимательно проверяла наличие документов и всех элементов форменного обмундирования: перчатки, пилотку, сменную обувь, фартук, светоотражающий жилет и т. д. Но в тот день что-то пошло не так. Уже на борту самолета я обнаружила, что взяла туфли на одну ногу. Помню, сильно переживала тогда. К счастью, старший бортпроводник отнеслась к этой ситуации с пониманием. Она поставила меня работать с питанием, разрешила оставаться в зимних сапогах и не выходить в салон к пассажирам.
На самом деле я легко отделалась, потому что меня могли отстранить от работы или наказать рублем, внести нарушение в личное дело, если бы по моей вине сорвался рейс.
Невнимательность всегда дорого обходится бортпроводникам. Однажды после командировки в теплые страны, когда мы летели обратно в Москву, где на улице было −25 °C, я поняла, что оставила зимнюю обувь на прошлом рейсе. Пришлось идти до парковки в летних туфлях.
История № 2. С миру по нитке
Жизнь бортпроводников непредсказуема: примерно пару раз в месяц, а в некоторых авиакомпаниях и чаще, нас отправляли в так называемый «резерв». В течение 12 часов ты должен находиться недалеко от аэропорта в гостинице, на случай если кто-то из коллег заболеет, опоздает или кого-то снимут с рейса. Бывает, что тебя никуда не вызывают, и я очень рассчитывала, что именно так и случится. Но за пару часов до окончания резерва мне позвонил диспетчер и сообщил, что я улетаю на неделю на Камчатку! На улице зима, а в моем рабочем чемодане лежат купальник, сланцы и спортивный костюм. Отказаться нет возможности, поэтому пришлось собирать одежду, как говорится, с миру по нитке. Благо, мне очень повезло с коллегами. Мы все были как одна большая семья. Кто-то дал теплую кофту, кто-то — носки. Кстати, та командировка оказалась одной из самых лучших за всю мою карьеру.
История № 3. Чай, китайская гимнастика и лапша
Сложными и одновременно забавными были рейсы в Китай. В основном китайцы не понимали английский, поэтому во время обслуживания прохладительными напитками и горячим питанием нам приходилось общаться с ними буквально на пальцах. Более опытные бортпроводники показали мне чудесный лайфхак для таких случаев: на телегу с питанием ставили несколько открытых касалеток специально для демонстрации, и пассажир показывал, что выбирает — курицу, рыбу или мясо.
Другая особенность таких рейсов заключалась в том, что после основного обслуживания на кухню выстраивались бесконечные очереди за кипятком для заваривания лапши и зеленого чая. В течение всего полета был постоянный шум, хождение по салону и, конечно же, знаменитая китайская гимнастика.
Усадить китайцев, например, на время посадки — настоящий квест. Поэтому мы всегда пытались найти хотя бы одного человека, который говорил на английском. По громкой связи он на своем родном языке объяснял, что нужно занять места и застегнуть ремни безопасности.
История № 4. Невеста на борту
Однажды мы летели на двухэтажном самолете Boeing 747. Я встречала пассажиров на верхней палубе и вдруг увидела девушку, которая поднималась по лестнице в свадебном платье с очень пышной юбкой и в фате. Она с трудом помещалась в проходе. Позади невесты шел жених с чехлом для одежды и с огромным букетом цветов. Тогда я подумала, что это молодожены, которые просто не успели переодеться после церемонии бракосочетания, но как только мы взлетим, они сделают это. Однако девушка весь полет просидела в платье, а это около 8 часов! В таком виде она даже умудрилась несколько раз посетить туалетную комнату.
История № 5. Клуб десятитысячников
Представьте: почти полупустой бизнес-класс — всего 3-4 пассажира. Мы с коллегой обратили внимание, что двух человек, а именно девушки с парнем, долгое время нет. Туалет занят, оттуда доносятся странные звуки. По правилам мы должны выяснить, что происходит: вдруг кому-то стало плохо. Моя коллега постучала в дверь, но быстро поняла, в чем дело. Когда парочка вышла, то обнаружила на своих местах шампанское и записку: «Добро пожаловать в клуб десятитысячников» (люди, которые занимаются сексом в самолете — прим. ред).
Даже в такой щепетильной ситуации бортпроводник должен вести себя максимально корректно. Да, то, чем эти двое занимались на борту самолета — нарушение общественного порядка. Но это никак не докажешь, поэтому проще отнестись к произошедшему с юмором. Сразу скажу, что подобные истории случаются не только в бизнес-классе, но и в «экономе» тоже.
История № 6. Захотелось коньячку
Объем алкоголя на любой рейс отгружают в зависимости от компоновки воздушного судна. Помню, мы летели на маленьком самолете, в бизнес-классе все, как по закону подлости, пили именно коньяк. Напиток стремительно подходил к завершению, оставалась буквально одна бутылка. Но когда мы вернулись на кухню, чтобы взять ее, поняли, что она исчезла. Обыскали все, даже в мусорку заглянули, подумали — вдруг, случайно выкинули. Встал вопрос, как объяснять пассажирам, что коньяк неожиданно закончился. В итоге бутылка нашлась в «экономе». Один из пассажиров этого класса пришел в «бизнес», увидел коньяк, унес и начал распивать на своем месте.
Таких историй масса. Например, однажды у девушки в полете исчезла теплая кофта, которую она положила на сиденье. Потом выяснилось, что ее просто взяла другая пассажирка. Для некоторых людей почему-то абсолютно нормально брать чужое.
История № 7. Пожар!
Чтобы еда для пассажиров не испортилась, касалетки кладут в сухой лед. Внешне он выглядит как обычный, но при контакте с любой жидкостью от него начинает идти густой пар. Мы иногда шутили над новенькими, высыпали лед в раковину и добавляли туда воды, как только пар начинал идти, кричали: «Пожар, пожар! Беги быстрей за огнетушителем». Конечно, человек в панике убегал, а мы смеялись. Без юмора в нашей профессии очень сложно. Но мы никогда не перегибали палку.