«Ил-2 нужен нашей армии как воздух, как хлеб… Нам нужны не МИГи, а Ил-2. Если завод думает отбрехнуться от страны, и давать по одному ИЛ-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше ИЛов. Предупреждаю последний раз. Сталин».
Копия этой правительственно
Как устроен самолет?
Закрытая охраняемая территория конструкторского бюро напоминает некое советское НИИ, где ведутся секретные разработки. О государственной тайне все сотрудники знают не понаслышке – в их руках, в ежедневной рабочей рутине – будущие составляющие оборонного комплекса страны. Среди конструкторов – очень много молодежи, многие попали сюда сразу после вуза, не имея практического опыта. Здесь говорят – главное голова и руки, остальному научат.
Анна признается, окончательно поняла это уже после окончания университета, когда вышла на работу, стала конструктором. Но всегда, когда ей нужно куда-то лететь, старается садиться у окна, чтобы во время полета наблюдать за механизацией крыла, следить за закрылками и предкрылками по время взлета и посадки.
На самолетах производства «ИЛ» Анна не летала никогда – сейчас здесь работают, в основном, над военными и военно-транспорт
«Помощники» для конструктора
Сергей занимается проверкой всей проектной документации, созданной конструкторами – на соблюдение ГОСТов, отраслевых норм. Вдоль стены его кабинета – стеллаж, заставленный десятками пухлых папок. Все это нормативные документы. Современным специалистам чуть проще, чем их предшественникам – все документы хранятся еще и в электронном виде, их легко найти и просмотреть – всего за пару кликов мышью. Десятки лет назад сотрудникам приходилось либо держать все в голове, либо искать по рядам с папками. Но, как говорит, Сергей, все знать невозможно, важно понимать, что и где посмотреть.
Сейчас в распоряжении конструкторов – компьютеры и 3D-моделирование – благодаря этому, сотрудники имеют представление, как в действительности будет выглядеть та или иная деталь. Казалось бы, мелочь, но раньше конструкторы работали только с чертежами, а они от трехмерного изображения очень далеки. Реальный вид детали можно было воссоздать только воображением.
«Наверное, 50 лет назад наши предшественники работали практически также, только проверяли все документы вручную – они были на кальках. Но на качестве это не сказывалось нисколько. Нам, конечно, больше повезло - у нас компьютеры, автоматизация, и это сильно сокращает время проверки» - говорит Сергей Рожков.
Несмотря на автоматизацию и электронный документооборот, свои замечания конструкторам «контролеры» чаще всего пишут по старинке – ручкой или карандашом, прямо на чертеже. Говорят, это по-прежнему самый простой и понятный способ донести информацию без лишних слов.
Кстати со стереотипами о своей профессии конструкторы сталкиваются нередко. «Когда я рассказываю кому-то, что я инженер-конструк
«Над созданием одного самолета трудятся тысячи людей, - говорит начальник одного из отделов Владимир Ткаченко. - Сергей Ильюшин говорил такую фразу: создать трудоспособный коллектив единомышленников
И снова военные
Конструкторы трудятся над одной из самых перспективных моделей – военно-транспорт
«Потребность в этой машине растет, - поясняет Владимир Ткаченко. – ИЛ-76 – рабочая лошадка, она нужна МЧС, летает во все страны, оказывает помощь и при землетрясении, и при наводнении, на ее базе сделан самолет-пожарник
Прямо на территории конструкторского бюро расположен ангар с испытательной лабораторией, где проходят испытания на ресурс самолета. Одну из машин пришлось «принести в жертву» испытателям – сейчас она стоит на земле, и как говорят сотрудники, ее буквально раздирают на части. Задача – с помощью специальной системы давать борту максимальные нагрузки и отслеживать, какой запас прочности она имеет, где есть уязвимые места. Все уязвимости обследуются – и готовятся рекомендации, как их укрепить. К тому же, исследования позволяют проверить, сколько полетов способны выдержать старенькие ИЛ-76 – чтобы более точно вычислить их ресурс прочности и определить судьбу немолодых уже самолетов.
По государственной программе вооружения заказано еще 62 военно-транспорт