aif.ru counter
23639

Доверенный человек Сталина. 11 фактов о конструкторе Александре Яковлеве

1 апреля 1906 года родился знаменитый советский авиаконструктор Александр Яковлев.

Александр Яковлев.
Александр Яковлев. © / Василий Малышев / РИА Новости

1. Авиаконструктор Александр Яковлев родился в Москве, в семье служащих. Еще в школе он занимался в авиамодельном и планерном кружках. После окончания школы он трудился рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали ввиду «не пролетарского происхождения».

2. В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924 года, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

Читайте также: Крылья для Родины. Андрей Туполев научил Россию летать

3. Первый самолет конструкции Александра Яковлева поднялся в небо в 1927 году. Он назывался АИР-1, получив свое название в честь председателя ЦС Осоавиахима, а впоследствии «врага народа», Алексея Ивановича Рыкова. Всего за период с 1927 по 1933 годы Яковлев разработал 10 типов самолетов семейства АИР – от АИР-1 до АИР-10.

АИР-1.
АИР-1. Фото: РИА Новости

4. В 1927 году Александр Яковлев был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил по первому разряду в 1931 году. Он поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации. В 1934 году группа легкой авиации конструктора Яковлева была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро). Таким образом, молодой инженер стал главным конструктором собственного бюро, войдя в число лучших советских специалистов.

5. За проект учебно-тренировочного самолета УТ-2 Александр Яковлев был премирован золотыми часами. На одном из авиапарадов на УТ-2 обратил внимание Иосиф Сталин, который пригласил конструктора для личной беседы.

Начиная с 1939 года Александр Яковлев стал доверенным лицом Сталина в вопросах авиастроения, и вождь проводил с ним регулярные консультации. Это стало причиной нападок на Яковлева после смерти Сталина – ряд советских авиаконструкторов обвиняли создателя самолетов «Як», что тот, пользуясь своим исключительным положением, добивался прекращения работ по конкурирующим проектам.

6. Оставаясь главным конструктором собственного КБ, Александр Яковлев с 1940 года одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике. В годы Великой Отечественной войны на его плечи легла не только задача по производству самолетов «Як», но и по производству самолетов других моделей, по эвакуации авиапредприятий и налаживанию их работы на новом месте. После шести лет деятельности в должности заместителя наркома Яковлев обратился к Сталину с просьбой об отставке. Просьба была удовлетворена – Яковлев вернулся к работе в КБ, получив благодарность от правительства и звание генерал-полковника.

Александр Яковлев и Артем Микоян.
Александр Яковлев и Артем Микоян. Фото: РИА Новости/ Александр Капустянский

7. В годы Великой Отечественной войны было построено более 36 000 истребителей Як различных модификаций. Больше в годы войны было выпущено лишь штурмовиков Ил-2.  На истребителях ЯК воевали летчики знаменитого полка «Нормандия – Неман», а также многие советские асы, такие как дважды Герои Советского Союза Александр Колдунов, Арсений Ворожейкин и Евгений Савицкий.

8. В КБ Александра Яковлева был разработан первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки – палубный штурмовик Як-38. Это самолет, совершивший первый полет в 1970 году, был основой советской палубной авиации, базировавшейся на тяжелых авианесущих  крейсерах «проекта 1143» - «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку».

Як-38.
Як-38. Фото: РИА Новости/ Виталий Арутюнов

9. В 1960-х годах в КБ Александра Яковлева был создан первый гражданский самолет Як-40. Он стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний. На протяжении нескольких десятилетий эта машина стала флагманом ближнемагистральной авиации в СССР и социалистических странах. Пользовался успехом этот самолет и в странах Запада.

Як-40.
Як-40. Фото: РИА Новости/ Владимир Терентьев

10. В КБ Александра Яковлева был создан первый советский разведывательный беспилотник ближнего радиуса действия «Шмель-1». Разработка подобной техники в СССР началась после того, как мини-БПЛА армии Израиля отлично зарекомендовали себя во время войны в Ливане в 1982 году. «Шмель-1» совершил свой первый полет в 1983 году.

Читайте также: Где наши крылья? Можно ли преодолеть зависимость от «боингов» и «эйрбасов»

11. Профессиональная карьера авиаконструктора Александра Яковлева продолжалась 60 лет. За это время под его руководством были созданы свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолеты КБ Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. 



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Nina Misha[facebook]
    |
    01:21
    01.04.2016
    2
    +
    -
    Можно и рассказать. Прораба перестройки звали Александр НИКОЛАЕВИЧ, а не Александрович, и родился он в 1923 г., когда будущему авиаконструктору было 17 лет.
  2. Летатель
    |
    19:20
    02.04.2016
    1
    +
    -
    Gustaf Odin: То есть вот так вот "он откровенен" и я должен внимать всему что бы он там не сказал? А мнение Петлякова, Туполева, Лавочкина. Поликарпова наконец... Может я открою Вам глаза, но в своей книге "Цель жизни" Яковлев упоминает Поликарпова как второраззрядного конструктора всего ОДИН раз, ставя себе в заслугу разрешение на продолжение гос.испытаний И-185, только НЕ уточняет даты. А именно: Готовый истребитель И-185 в 1940 году прошел испытания ТОЛЬКО благодаря Яковлеву и Шахурину в 1942 году, когда уже пошел в серию ЛА-5, сравнимый с И-185 по ТТХ. Больно сильно хотел быть "королем истребителей" и использовал весь административный ресурс. Для чего и отстранил перед войной Поликарпова от дел. Так что по поводу "великости" поаккуратней немного...
Комментарии (7)
  1. Николай Сысоев[odnoklassniki]
    |
    00:46
    01.04.2016
    -3
    +
    -
    расскажите про его сына прораба прерстройки
  2. Nina Misha[facebook]
    |
    01:21
    01.04.2016
    2
    +
    -
    Можно и рассказать. Прораба перестройки звали Александр НИКОЛАЕВИЧ, а не Александрович, и родился он в 1923 г., когда будущему авиаконструктору было 17 лет.
  3. Николай Сысоев[odnoklassniki]
    |
    15:18
    01.04.2016
    -2
    +
    -
    Nina Misha[facebook]: а лицом похоже, наверное внебрачный
  4. Gustaf Odin
    |
    16:46
    02.04.2016
    0
    +
    -
    «…Это стало причиной нападок на Яковлева после смерти Сталина – ряд советских авиаконструкторов обвиняли создателя самолетов «Як», что тот, пользуясь своим исключительным положением, добивался прекращения работ по конкурирующим проектам…» +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 1. Жалкие выдумки. Естественно, что были горячие споры между инженерами, было соревнование между конструкторами. 2. Сталин не вмешивался, он был достаточно умён. Порой использовал их соперничество. 3. «Ряд советских конструкторов»? Назовите, господин Сидорчик. На кого Вы ссылаетесь? А то мы можем подумать, что Вы (извините) бездарно врёте. 4. Господа! Читайте книги самого Яковлева. Он откровенен. Великому человеку незачем врать. 5. Это вам не журналистский недоросль и не привыкший к вранью мент.
  5. Летатель
    |
    19:20
    02.04.2016
    1
    +
    -
    Gustaf Odin: То есть вот так вот "он откровенен" и я должен внимать всему что бы он там не сказал? А мнение Петлякова, Туполева, Лавочкина. Поликарпова наконец... Может я открою Вам глаза, но в своей книге "Цель жизни" Яковлев упоминает Поликарпова как второраззрядного конструктора всего ОДИН раз, ставя себе в заслугу разрешение на продолжение гос.испытаний И-185, только НЕ уточняет даты. А именно: Готовый истребитель И-185 в 1940 году прошел испытания ТОЛЬКО благодаря Яковлеву и Шахурину в 1942 году, когда уже пошел в серию ЛА-5, сравнимый с И-185 по ТТХ. Больно сильно хотел быть "королем истребителей" и использовал весь административный ресурс. Для чего и отстранил перед войной Поликарпова от дел. Так что по поводу "великости" поаккуратней немного...
  6. Gustaf Odin
    |
    21:05
    02.04.2016
    0
    +
    -
    Господин "Летатель"! Спасибо! Постараюсь найти и прочитать. Хотя для меня не это главное. А споры великих инженеров - ушли в Историю.
  7. Летатель
    |
    21:17
    02.04.2016
    0
    +
    -
    Gustaf Odin: "Уголок неба" велкам =)
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно об актёре Игоре Шибанове?
  2. Какие организации смогут звонить должникам и встречаться с ними?
  3. Когда включат отопление в Москве?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ