«Если бы знала, что у него есть жена...»
Студентка медицинского университета Гульшат Хазиева росла религиозной и с детства уже мечтала о большой семье. С Ильнуром Нуриевым они познакомились, когда девушка училась на третьем курсе вуза. «Я с подругой пошла на татарский спектакль, и во время антракта к нам подошёл молодой человек. Он старше меня на 10 лет, — вспоминает Гульшат и просит не указывать её настоящего имени. — Но это ничуть не смутило. Меня очаровали его мудрые рассуждения, амбиции. Симпатичный казанский парень вскружил голову. Через месяц общения Ильнур предложил стать его женой. Свадьбу провели по традиционному мусульманскому обряду — никах. В ЗАГСе не регистрировались».
О том, что у возлюбленного есть вторая семья — жена и дочь, Гульшат узнала лишь через семь месяцев сожительства. Однажды муж просто забыл телефон.
«Я представляла, что у меня будет стандартная семья и я буду единственная, просто потому что я такая замечательная и меня одной должно быть достаточно, — говорит Гульшат. — Ильнур, узнав, что тайна раскрылась, поставил меня перед выбором: принять ситуацию как данность либо развестись. Остаться одна я боялась, поскольку не знала, обзаведусь ли семьёй повторно. Молчала и принимала всё как испытание от Аллаха. Теперь я часто думаю, что если бы знала, что Ильнур уже женат, не вышла бы за него замуж».
Борьба не с многожёнством, а с аферистами
«Многие молодые люди в республике, придя в ислам, познали только азы религии, "прошлись по верхушкам", — говорит заместитель муфтия Татарстана Рустам хазрат Хайруллин. — Они берут из религии то, что им выгодно. Например, дозволение мусульманину иметь до четырёх жен. Пользуясь этим, хулиганят. Мы не можем сказать, что боремся с многожёнством, поскольку оно Кораном разрешено. Скорее, это борьба с аферистами, пользующимися религиозной безграмотностью».
По законам шариата, до никаха парень и девушка должны встречаться ровно столько, чтобы узнать необходимое друг о друге. При этом они не должны оставаться наедине, разговаривать на интимные темы и иметь между собой какие-либо физические контакты — ни объятий, ни поцелуев, ни рукопожатий и прочего, не говоря уже об интимных отношениях. Часто эти встречи проходят в общественных местах или под присмотром кого-то из родных.
Обычно, если пара решила создать семью, сначала проводится никах — тем самым брак регистрируется перед Богом и его служителями. Потом уже, по желанию, пара идёт в ЗАГС. Некоторые не идут. Так и получилось, что учёта зарегистрированных в мечетях браков практически не велось, отсюда — много обманов.
«Молодёжь понимает, что без никаха нельзя встречаться, поэтому надо быстренько его прочитать и вместе жить. А потом, если не сошлись характерами, так же быстренько разбежались. Хотя тут уже семья, дети. И таких случаев множество», — констатирует Рустам Хайруллин.
Теперь всё будет иначе. Инициатива нововведений принадлежит муфтию Татарстана Камилю Самигуллину. Духовное управление мусульман РТ надеется вернуться к тому порядку, который был в начале XX века. Тогда в мечетях и церквях велись метрические книги, где регистрировались даты рождения, смерти, венчания.
Официальный документ, регистрирующий брачный союз по шариату, будет выдаваться молодым сразу после прочтения никаха. В бланк занесут информацию, кто и когда провёл обряд и кто был этому свидетелем. Каждое свидетельство о никахе будет иметь номер и водяной знак. Тем не менее аналогом светского свидетельства о браке, выдающегося в ЗАГСе, оно не станет — в госорганах в качестве доказательства брачного союза его не примут.
Проверить по базе
Электронная база никахов позволит женщинам обезопасить себя от обмана со стороны мужчин. Каждая мусульманка, обратившись в мечеть, сможет узнать, свободен ли её жених или уже состоит в браке.
«Многожёнство в Татарстане, конечно, не носит катастрофический характер, но в последнее время к шариатским судьям — а их в Татарстане девять, по количеству казиятов, — всё чаще стали обращаться родители девушек, которых молодой человек оставил после совершения никаха», — говорит Рустам Хайруллин.
Часть таких неприятных ситуаций создают мужчины, приезжающие из стран Ближнего зарубежья на заработки. Трудоустроившись на территории Татарстана, они заводят семьи, зарабатывают, а потом оставляют своих жён и возвращаются на родину. Выясняется, что где-то в Узбекистане или Таджикистане у мигранта уже есть супруга и дети.
Спросить разрешения
По словам руководителя союза мусульманок Татарстана и России, директора татарстанского брачного агентства «Ханума» Наили Зиганшиной, до вступления в брак жених должен предупредить невесту о том, что женится во второй раз.
«В наш кризисный центр при Союзе мусульманок Татарстана обращаются женщины, которых бросили мужья, — рассказывает Наиля Зиганшина. — Этих мусульманок трудно трудоустроить, поскольку зачастую они не получают профессионального образования, полностью отдавая себя дому. Иногда супруг лишает женщину даже места жительства».
Венера Галиуллина (имя изменено) на восьмом месяце беременности. В кризисный центр она обратилась за помощью психолога.
«Мне 34 года. Замужем уже 15 лет, с мужем у нас двое детей, — начинает свой рассказ мусульманка. — Недавно он привёл домой молодую девушку и заявил, что женится во второй раз. Передо мной поставил выбор: либо принять её, либо уходить из дома. Бросить его и детей я не смогла, да и куда я пойду беременная?».
По словам председателя союза мусульманок Татарстана и России Наили Зиганшиной, часто у женщин нет другого выхода, как принять вторую супругу мужа. И тогда могут помочь женская мудрость и смекалка.
«Недавно в семье 55-летней Гульназ Шарафеевой появилась соперница. Муж захотел жениться во второй раз и предложил первой супруге жить всем под одной крышей. Гульназ не стала возражать, но согласилась с условием: молодая девушка должна будет помогать ей по хозяйству, — рассказывает Наиля Зиганшина. — Обеспеченная семья жила в особняке, где всегда много домашней работы. Вскоре, устав от хозяйства, девушка ушла из семьи, сказав, что не готова служить мужу. После её ухода отношения Шарафеевых стали ещё крепче».
Сегодня в Татарстане каждая вторая свадьба заканчивается разводом.
«Мы хотим вернуться к тем дореволюционным показателям, когда у нас, среди татарского народа, процент разводов был ноль целых и одна сотая или тысячная, чтобы наша нынешняя молодёжь адекватно, серьёзно подходила к этому вопросу», — резюмирует Рустам Хайруллин.