Примерное время чтения: 7 минут
4871

Мария Голованивская: «В России никогда не наступит единомыслия»

Мария Голованивская
Мария Голованивская Из личного архива

Об этом рассуждает писатель, публицист, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Мария Голованивская.

«На эпохе Путина потомки будут копья ломать»

Виктория Никитина, АиФ.ru: Мария Константиновна, история всегда следует за писателями. Поэтому наше завтра можно уже увидеть в фантазийном сегодня. Отсюда вопрос: какой круг проходит история России сейчас? Какую себя повторяет?

Мария Голованивская: Особость русской истории в том, что в ней одномоментно существуют все предшествующие эпохи. Ничего никуда не уходит. В разной концентрации, конечно, – но существуют.

В одну сторону посмотришь – там двадцатые годы прошлого века: благоуханье всех цветов, энтузиазм и экспериментаторство. В другую посмотришь – сон и мгла. В третью – будни великих строек, «веселится и ликует весь народ». А в четвертую посмотришь – там опрично так попахивает, кому в бровь, кому в глаз, – и далее до бесконечности. Когда меняются века, не говоря уж о тысячелетиях, – всегда есть место неопределенности.

– Скоро в издательстве НЛО выходит «Пангея» – ваш роман о России, которой «никогда не было и которая существовала всегда». Вы пытаетесь ответить на вопросы о том, почему всё как есть и что будет дальше. За глубину рукопись выдвинута на три авторитетные премии. Есть ли в ней ответ на вопрос: как оценят сегодняшний громкий голос России потомки?

– Да, есть. Думаю, что споры об историческом прошлом – проклятом и благословенном – не утихнут и через сто лет. Точно так же, как сейчас, потомки будут копья ломать и на эпохе Путина. Это, скорее, хорошо, чем плохо.

Надеюсь, в России никогда не наступит единомыслия. Да и очень мы сами по себе противоречивы по натуре. Наше сознание ведь как устроено? Мы всегда к «да» добавляем «но…».

Но при всей полифонии, самое важное, чтобы мы уцелели как культура и как страна. Это всегда вызов, всегда преодоление разного рода невозможностей. Вот и сегодня история ставит перед нами вызов: надо и разнообразие мнений сохранить, и не утратить наметившейся целостности. Потомкам нужно наследство. И мы должны обязательно оставить им страну как главное богатство.

Третья русская революция. Когда ждать?

Вы описываете следующую русскую революцию. Зачем? Хотите накликать?

– Наоборот. Хочу предостеречь, предупредить. Действие происходит, как понятно из названия, в Пангее – это такая большая страна, очень похожая на Россию и в то же время очень на неё не похожая. Как бульонный кубик – ведь он не похож на бульон, но он его квинтэссенция. Эта страна переживает много потрясений. И один из главных конфликтов – цивилизационный: столкновение мусульманского и христианского миров. Сегодня почти каждый ощутил что-то подобное на своей шкуре. Это и есть суть пангейской революции. Мусульманский мир представлен как более структурированный, чёткий, мотивированный, волевой, чёрно-белый. Мир христианский – как мир всего этого лишённый, но в котором случаются чудеса. Чудом выживали, побеждали, уцелели. В романе революция начинается со смерти старого и давно никому не нужного правителя Лота. Так бывает – внезапно образовавшаяся пустота высвобождает энергию, она стимулирует, будоражит. И вот всё начинает двигаться, все хотят власти.

В романе более сотни героев – дочери тирана, революционерка, полюбившая тирана, блистательный узбекский князь, незаконнорождённый его сын – мажор-кокаинист, сестра милосердия, отвергающая богача, диссиденты, царедворцы, боги и люди, говорящие цветы и птицы, всё абсолютно превращается в силу. Из всего хаоса мира именно мусульмане выглядят особо монолитными, организованными. Но побеждают не они. Я надеюсь, что угроза такого конфликта очевидна всем и программы толерантности среди населения дадут свои плоды.

– История ходит по спирали. Это общеизвестный факт. Повторение каких сегодняшних событий у наследуют наши внуки?

– На мой взгляд, нас ждёт что-то отдалённо схожее со сталинской «индустриализацией всей страны» – большой модернизационный проект, который, в случае успеха, сделает нас европейцами не только по самосознанию (это уже есть), но и по уровню жизни. Вот такой парадокс. Без навоза истории розы не вырастишь. Пахать, удобрять, выращивать новый уровень жизни – задача на многие десятилетия. Войны и революции, конечно, хотелось бы оставить только в беллетристике.

Жизнь – это приключение

Кто для вас современный российский герой?

– Это ни в коем случае не человек чисто западного образца, с плотно заполненным еженедельником и табличкой калькуляции ежедневных расходов. Мы исторически не любим корысти, прагматичности. В нас очень большая склонность к метафизике и мистике, что, безусловно, свидетельствует о влиянии Востока на нашу цивилизацию. Но мы и дети Запада. Всё рациональное, всё то, что мы осознаём, а не чувствуем, в нас оттуда, из Европы. Мы похожи одновременно на обоих родителей – и на Запад, и на Восток – такие невероятно красивые метисы, гордо несущие в себе это противоречие.

В нашей иррациональности – наша непобедимость, в нашей рациональности – потенциал нашего роста. Это и есть то противоречие, которое нас и питает, и разрушает одновременно. Современный российский герой для меня, в первую очередь, очень внутренне противоречив.

– В вашей огромной новой книге действуют такие герои?

– Герои там самые разные. Это гастарбайтеры и олигархи, дамы полусвета и монахини, диссиденты и маги, духовные учителя и яппи. Такая гремучая смесь. Мне хотелось придумать какой-то пёстрый, многолюдный, путаный мир. Почему? Я и Россию ощущаю как многоцветный хаос, который, впрочем, делает каждый день русской жизни захватывающим приключением.

Но среди действующих лиц есть и Бог, и сатана...

Верно. Мы ведь помним о них, разве не так? По сто раз в день говорим «о Боже!» или «чёрт подери!». За каждого из нас идёт на небесах большая драка, сатана искушает, Бог спасает. Нигде в мире небеса так близко не подходят к земле, как у нас. Поэтому в России так часто и случаются чудеса.

– Революции – тоже из разряда чудес?

– В них, увы, нет магии. Революции, как правило, на первом шагу приводят к смене одной диктатуры на другую. Улучшение жизни народа, общее смягчение нравов – это происходит через шаг, через поколение – или не происходит вовсе. Но в крови, боли, гибели на баррикадах трудно найти что-то чудесное. Никакой поэзии в этом нет. А есть, на мой взгляд, только цинизм тех, кто посылает других на смерть.

Украину ждет диктатура

Украинская революция – тому пример?

– Это печальная история. То, что начиналось как относительно мирный протест, перешло в бунт без конца и без края, которым кто только не попользовался. Ассоциации тут самые скабрезные. Всё дно вылезло на поверхность – и сейчас ситуация вошла в такое пике, в котором новое правительство повторяет то же самое, за что было свергнуто предыдущее. Почти не сомневаюсь, что Украину ждёт жестокая диктатура – но и она покажется благодатью по сравнению с сегодняшней тиранией хаоса.

Досье
Мария Голованивская – писатель, ученый, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Консультант в области гуманитарных технологий. Автор романов: «Частная коллекция», «Двадцать писем Господу Богу», «Противоречие по сути», «Московский роман», «Нора Баржес». К выходу готовится новый роман «Пангея», который выдвинут на премии «Большая книга», «Букер» и «Парабола». Автор ряда научных и научно-популярных книг, среди последних – «Ментальность в зеркале языка» и «Признание в любви: русская традиция». Мария Голованивская также является экспертом по вопросам взаимоотношения бизнеса и власти.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах